Выпуск #4/2015
В.Шульцева
ЦИФРОВАЯ ЭКОНОМИКА КИТАЯ: "АССИМИЛЯЦИЯ! СОПРОТИВЛЕНИЕ БЕСПОЛЕЗНО!" Часть 1
ЦИФРОВАЯ ЭКОНОМИКА КИТАЯ: "АССИМИЛЯЦИЯ! СОПРОТИВЛЕНИЕ БЕСПОЛЕЗНО!" Часть 1
Просмотры: 5978
В условиях замедления роста экономики Китай делает ставку на стремительное инновационное развитие и глубокую диффузию инфокоммуникационных технологий во все сферы хозяйственной и общественной жизни.
"Уроки китайского"
"Будьте смелее, рискуйте, не бойтесь использовать плюсы капитализма. Какой прок в ярлыках "капиталистический", "социалистический"? Главное – экономический эффект: развитие производительных сил, повышение жизненного уровня" (Дэн Сяопин).
Китай – одна из загадок мировой цивилизации. В Европе мир измеряется столетиями. В Поднебесной счет идет на тысячелетия. За 5 тыс. лет своей истории китайская цивилизация всегда была мировым лидером в технологии, ирригации, государственном управлении. Именно она подарила миру бумагу, печатные книги, прялку, тачку, компас, порох и арбалет, воздушных змеев, фейерверки, а также рис и чай. Но пять столетий назад Китай вроде остановился в своем имперском великолепии, а Европа начала безостановочный подъем. Около тридцати лет назад китайский дракон словно пробудился ото сна и, расправив крылья, превратил аграрную страну во вторую по величине экономической мощи мировую державу. В 2014 году ВВП Китая, измеренный по паритету покупательной способности, занял вакантное первое место. Сейчас же он сосредотачивается в намерении направить всю приобретенную мощь на инновационное созидание собственной страны.
Впервые правительство КНР серьезно озаботилось сферой высоких технологий в конце 1980-х годов. Сигналом послужило письмо группы ученых в ЦК КПК, в котором был изложен план, как национальной экономике в короткий срок догнать мир в области hi-tech. Резолюция Дэн Сяопина была и молниеносна, и категорична: "Решение принять незамедлительно! Никаких проволочек!". С этого момента почти в стационарном режиме начинает работать государственная машина поддержки и стимулирования национальных инноваций почти по всему спектру их появления, а также по масштабам и разнообразию форм. В данном контексте важно отметить, что с тех пор и по сегодняшний день китайское правительство зорко и крайне строго контролирует процесс выполнения заявленных обязательств в режиме постоянной корректировки – адаптации всех действующих лиц к стремительно меняющимся условиям рынка. Причем два главных и взаимосвязанных приоритета выдерживаются неукоснительно – национальный интерес и комфортность предпринимательского климата. Механизм живой и работает почти без сбоя.
Программы
Стартовой площадкой для становления конкурентоспособной индустрии ИКТ стал запуск двух базовых государственных проектов "План 863" (название 863 – от даты 3 марта 1986 года) и "Факел" при активном содействии специально созданного бюро по "ассимиляции зарубежных технологий". Первый ориентирован на долгосрочное догоняющее развитие высоких технологий в семи ключевых областях, включая информационные технологии. В фокусе повышенного внимания была реформа образования – подготовка квалифицированных кадров. Лучшие студенты отправлялись на обучение за рубеж, поощрялось также привлечение национальными компаниями иностранных специалистов. Запущенный в 1988 году проект "Факел", более адресный по отношению к инфоиндустрии, со временем превратился в своего рода кластер законодательных документов и инициатив, нацеленных на успешное и быстрое (почти "с пеленок") становление новой высокотехнологичной отрасли.
Поднималась первая невиданная по мощи волна ассимиляции – на внутривидовом уровне ноу-хау – "клонирования" лучших мировых достижений в области инфокоммуникационного hi-tech-продукта с китайскими наработками или просто сборкой как внутри страны, так и за ее пределами. В этой связи надо отметить, что пионеры, а ныне гиганты ИКТ-бизнеса использовали в своих интересах не только привилегии, отпущенные им правительством на родной земле, но активно оккупировали зарубежные площадки, как правило, по соседству с крупнейшими мировыми научными центрами.
Заимствование часто эффективней самостоятельной генерации новаций, что заложено в основах философии и религии даосизма. Китайские мудрецы советуют: "если знания можно получить даром, то надо прихватить б–о–о–л–ь–ш–у-ю котомку". Иными словами, вместо порочного круга "импорт – производство – импорт" работает схема "импорт – ассимиляция – инновация". Более того, Китай в своем стремлении заполучить как можно больше иностранных передовых технологий порой готов использовать для этого любые средства. Такая модель научно-технического "сотрудничества" стала наиважнейшим и решающим фактором на пути Поднебесной к мировому лидерству.
Немного о зонах
Китай оказался самым успешным строителем специальных экономических зон (СЭЗ) развития. Первая появилась в Шэньчжене, рядом с индустриальным Гонконгом. Маленькая рыбацкая деревушка – родовое гнездо нынешних гигантов инфоиндустрии Huawei, NetEase, Tencent, TP-Link и ZTE – превратилась в одну из блестящих столиц наукоградов. Симптоматично, что национальные чемпионы имеют разную форму собственности. Так, Huawei по сей день исключительно частная компания, а ZTE – государственная. Обе добились мирового признания, а по количеству патентов в 2014 году впереди планеты всей (рис.1).
Однако по масштабам и маневренности частная оказалась несколько "круче": в 2014 году валовый доход Huawei составил 46,5 млрд. долл. (+20,6%), ZTE – 13,5 (+9%) млрд. долл. Важно добавить, что на научные исследования флагманы денег не жалеют. Затраты на НИОКР в течение последнего десятилетия держат планку от 10 до 14% годовой выручки. Стратегия "Инновация – стимул развития", озвученная на XVIII Съезде правящей партии, "работает" со дня основания телеком-гигантов.
Сегодня в КНР развернуты 238 СЭЗ – "островов" земли обетованной. Из них: 7 – специальных экономических, 90 – технико-экономического развития государственного уровня, 114 – новых и высоких технологий, 13 – свободных таможенных, 14 – приграничного экономического сотрудничества государственного уровня и, наконец, Шанхайская зона свободной торговли. Режим преференций на этих территориях гибко заточен как на специализацию производства, так и на самих игроков, и корректируется по мере изменения конъюнктурных веяний, поддерживая градус комфортности на поле НИОКР и коммерциализации.
Опыт Поднебесной в управлении СЭЗ настолько интересен и своеобычен, что заслуживает специального рассмотрения. К примеру, в пакет мер по стимулированию вендора помимо налоговых льгот и субсидий государственные банки предоставляют инноваторам кредиты по низким процентным ставкам, а местные органы власти часто возмещают платежи по процентам от подобного рода кредитов. Широко практикуется также предоставление земельных участков предприятиям, которые, как правило, существенно больше, чем это необходимо для строительства фабрики или завода. На этих территориях компании строят жилые дома или отели, доходы от которых затем направляют на НИОКР и пополняют соответствующие расходы. Кстати, Китай планирует повторить свой успех по СЭЗ в США. Первый на очереди штат Айдахо. Площадь "зоны" – 80 км. Условия (как минимум): самоокупаемость и использование местной рабочей силы. На бизнес-инвесторов распространяются законы ЕВ-5, позволяющие иммигрантам, создающим рабочие места для среднего класса, получать местное гражданство почти в автоматическом режиме. Особенно любопытно, что новый источник благосостояния штата создается по китайским стандартам и статус СЭЗ дает ему полную свободу жить по законам Поднебесной. В очереди заявлены штаты Огайо, Мичиган и Пенсильвания. Ирония судьбы! Именно волна китайской "живой инициативы" смыла местное производство. Теперь же, по всей видимости, справедливость будет восстановлена!
Китайская практика трансфера технологий, получившая позже название "инновационного меркантилизма", в теории более проста, чем на практике. На первом этапе (1980–2006 гг.) широкое распространение получила цепочка "обратного инжиниринга". Суть: идея – американская, шлифовка – японская, коммерциализация – тайваньская, производство – китайское. На уровне массового производства технологию отдавали дочерним компаниям на Тайване. Система устраивала всех, ибо каждый имел свой дивиденд.
Следующий этап уже серьезней – не только компетентность национальных вендоров по всему спектру ИКТ-инноваций, но и наличие собственной независимой hi-tech-индустрии. Госсовет КНР декларирует это решение сначала в "пухлой" инструкции (более 400 пунктов предложено к исполнению) по научному и технологическому развитию страны в период 2006–2020 годов и одновременно директивно закрепляет в плане на 11-ю пятилетку. В контексте его выполнения (а позднее и в процессе) китайские компании активно поощрялись к разработке "местных инноваций", в том числе и по линии "совместных инноваций с зарубежными вендорами", особенно в случае "улучшения иностранных hi-tech-решений". Фактически правительство ставило задачу сделать качественный рывок, преодолеть разом несколько технологических ступеней и добиться паритета с западными лидерами. Разрыв в области высоких технологий должен был быть ликвидирован в максимально короткое время. В следующей пятилетке (2011–2015 гг.) сектор "нового поколения телекоммуникационного оборудования" включен в список приоритетов, которые по планам должны в корне изменить структуру национальной экономики.
Современный пейзаж
На сегодняшний день итоги более чем убедительны. Так, за тридцать лет вклад инфокоммуникационной индустрии в национальный ВВП возрос в четыре раза (6,0%); вес производства услуг и оборудования ИКТ в общемировых его продажах достиг 11%, парк мобильных телефонов составляет 1,3 млрд. (население – 1367 млн.). Рост интернета беспрецедентен: за два десятилетия коэффициент "интернетизации" достиг 47,9%; сейчас в Китае насчитывается почти 4 млн. интернет-сайтов; интернет-аудитория превышает 600 млн. человек, из которых 83,4% – пользователи мобильной версии; из 10 самых крупных в мире интернет-компаний на данный момент четыре – китайские. Электронная коммерция становится новым стимулом роста китайской экономики. Ее объем в 2014 году составил 2,2 трлн. долл. (21% ВВП), а рост – 31,4%. В этой сфере занято более 20 млн. человек (2,8 млн. полностью и более 18 млн. частично).
Среди всех мировых технологических компаний с капитализацией более 1 млрд. долл. по темпам роста капитализации все 50 первых мест занимают китайские компании. Гиганты национального ИКТ-комплекса, созданные в этот период (Alibaba, Xiaomi, Tencent, Baidu, Lenovo, Huawei, ZTE и др.), продолжают активно развиваться на инновационной основе, гибко реагируя на новые hi-tech-вызовы, соответственно диверсифицируя свой бизнес и расширяя его географию.
Пропуск в будущее
Рецепт успеха Поднебесной на ниве ИКТ – еще одна "загадка", а точнее "37-я стратагема". Китайцы, как известно, работают не по проблемам и даже не по стратегии, а именно по стратагемам (стратагема – иероглиф "ЦЗИ" – хитроумный план, оригинальный путь к достижению военных, гражданских, политических, экономических или личных целей, алгоритм поведения с учетом психологии объекта, его положения, обстановки и др. особенностей. Китайцы уверены, что "тот, кто умеет применять стратагемы, всегда удержит инициативу в своих руках"). Суть последней, в данном контексте, в строгом следовании главным ее концептам.
Во-первых, это открытость рынка для зарубежных компаний при бескомпромиссном соблюдении формулы "иностранные инвестиции – китайская эксплуатация – китайское владение". Закон разрешает присутствие на китайском рынке ИКТ лишь тем иностранным вендорам, которые постоянно и щедро делятся с местными производителями своей авангардной технологией (именно на этом стратегическом плацдарме потерпела поражение Россия: в рамках СП отечественное производство ИКТ-оборудования превратилось в цеха по сборке на чужой, а порой и небезопасной, элементной базе). В начале пути запретительные меры распространялись на индустрию телекоммуникаций. Сегодня же наблюдается постепенное, но агрессивное наступление в сфере ИТ-решений.
Во-вторых, – поэтапный подход к развертыванию (с перманентной корректировкой на внешние и внутренние факторы воздействия) государственных программ поддержки, включая создание СЭЗ, и жесткого контроля исполнения предписанных обязательств.
И, в-третьих, – поощрение директивы "Опоры на собственные силы" с высокими затратами на НИОКР (у национальных флагманов ИКТ они держатся на уровне 10–20% от валового дохода), в том числе и на стезе заимствования мировых достижений в области ИКТ. Последнее по масштабам превзошло все ожидания, вышло далеко за рамки "творческого", однако стало главной составляющей сегодняшнего блистательного успеха. А может быть, это компенсация за порох, бумагу и… рис? ▪
"Будьте смелее, рискуйте, не бойтесь использовать плюсы капитализма. Какой прок в ярлыках "капиталистический", "социалистический"? Главное – экономический эффект: развитие производительных сил, повышение жизненного уровня" (Дэн Сяопин).
Китай – одна из загадок мировой цивилизации. В Европе мир измеряется столетиями. В Поднебесной счет идет на тысячелетия. За 5 тыс. лет своей истории китайская цивилизация всегда была мировым лидером в технологии, ирригации, государственном управлении. Именно она подарила миру бумагу, печатные книги, прялку, тачку, компас, порох и арбалет, воздушных змеев, фейерверки, а также рис и чай. Но пять столетий назад Китай вроде остановился в своем имперском великолепии, а Европа начала безостановочный подъем. Около тридцати лет назад китайский дракон словно пробудился ото сна и, расправив крылья, превратил аграрную страну во вторую по величине экономической мощи мировую державу. В 2014 году ВВП Китая, измеренный по паритету покупательной способности, занял вакантное первое место. Сейчас же он сосредотачивается в намерении направить всю приобретенную мощь на инновационное созидание собственной страны.
Впервые правительство КНР серьезно озаботилось сферой высоких технологий в конце 1980-х годов. Сигналом послужило письмо группы ученых в ЦК КПК, в котором был изложен план, как национальной экономике в короткий срок догнать мир в области hi-tech. Резолюция Дэн Сяопина была и молниеносна, и категорична: "Решение принять незамедлительно! Никаких проволочек!". С этого момента почти в стационарном режиме начинает работать государственная машина поддержки и стимулирования национальных инноваций почти по всему спектру их появления, а также по масштабам и разнообразию форм. В данном контексте важно отметить, что с тех пор и по сегодняшний день китайское правительство зорко и крайне строго контролирует процесс выполнения заявленных обязательств в режиме постоянной корректировки – адаптации всех действующих лиц к стремительно меняющимся условиям рынка. Причем два главных и взаимосвязанных приоритета выдерживаются неукоснительно – национальный интерес и комфортность предпринимательского климата. Механизм живой и работает почти без сбоя.
Программы
Стартовой площадкой для становления конкурентоспособной индустрии ИКТ стал запуск двух базовых государственных проектов "План 863" (название 863 – от даты 3 марта 1986 года) и "Факел" при активном содействии специально созданного бюро по "ассимиляции зарубежных технологий". Первый ориентирован на долгосрочное догоняющее развитие высоких технологий в семи ключевых областях, включая информационные технологии. В фокусе повышенного внимания была реформа образования – подготовка квалифицированных кадров. Лучшие студенты отправлялись на обучение за рубеж, поощрялось также привлечение национальными компаниями иностранных специалистов. Запущенный в 1988 году проект "Факел", более адресный по отношению к инфоиндустрии, со временем превратился в своего рода кластер законодательных документов и инициатив, нацеленных на успешное и быстрое (почти "с пеленок") становление новой высокотехнологичной отрасли.
Поднималась первая невиданная по мощи волна ассимиляции – на внутривидовом уровне ноу-хау – "клонирования" лучших мировых достижений в области инфокоммуникационного hi-tech-продукта с китайскими наработками или просто сборкой как внутри страны, так и за ее пределами. В этой связи надо отметить, что пионеры, а ныне гиганты ИКТ-бизнеса использовали в своих интересах не только привилегии, отпущенные им правительством на родной земле, но активно оккупировали зарубежные площадки, как правило, по соседству с крупнейшими мировыми научными центрами.
Заимствование часто эффективней самостоятельной генерации новаций, что заложено в основах философии и религии даосизма. Китайские мудрецы советуют: "если знания можно получить даром, то надо прихватить б–о–о–л–ь–ш–у-ю котомку". Иными словами, вместо порочного круга "импорт – производство – импорт" работает схема "импорт – ассимиляция – инновация". Более того, Китай в своем стремлении заполучить как можно больше иностранных передовых технологий порой готов использовать для этого любые средства. Такая модель научно-технического "сотрудничества" стала наиважнейшим и решающим фактором на пути Поднебесной к мировому лидерству.
Немного о зонах
Китай оказался самым успешным строителем специальных экономических зон (СЭЗ) развития. Первая появилась в Шэньчжене, рядом с индустриальным Гонконгом. Маленькая рыбацкая деревушка – родовое гнездо нынешних гигантов инфоиндустрии Huawei, NetEase, Tencent, TP-Link и ZTE – превратилась в одну из блестящих столиц наукоградов. Симптоматично, что национальные чемпионы имеют разную форму собственности. Так, Huawei по сей день исключительно частная компания, а ZTE – государственная. Обе добились мирового признания, а по количеству патентов в 2014 году впереди планеты всей (рис.1).
Однако по масштабам и маневренности частная оказалась несколько "круче": в 2014 году валовый доход Huawei составил 46,5 млрд. долл. (+20,6%), ZTE – 13,5 (+9%) млрд. долл. Важно добавить, что на научные исследования флагманы денег не жалеют. Затраты на НИОКР в течение последнего десятилетия держат планку от 10 до 14% годовой выручки. Стратегия "Инновация – стимул развития", озвученная на XVIII Съезде правящей партии, "работает" со дня основания телеком-гигантов.
Сегодня в КНР развернуты 238 СЭЗ – "островов" земли обетованной. Из них: 7 – специальных экономических, 90 – технико-экономического развития государственного уровня, 114 – новых и высоких технологий, 13 – свободных таможенных, 14 – приграничного экономического сотрудничества государственного уровня и, наконец, Шанхайская зона свободной торговли. Режим преференций на этих территориях гибко заточен как на специализацию производства, так и на самих игроков, и корректируется по мере изменения конъюнктурных веяний, поддерживая градус комфортности на поле НИОКР и коммерциализации.
Опыт Поднебесной в управлении СЭЗ настолько интересен и своеобычен, что заслуживает специального рассмотрения. К примеру, в пакет мер по стимулированию вендора помимо налоговых льгот и субсидий государственные банки предоставляют инноваторам кредиты по низким процентным ставкам, а местные органы власти часто возмещают платежи по процентам от подобного рода кредитов. Широко практикуется также предоставление земельных участков предприятиям, которые, как правило, существенно больше, чем это необходимо для строительства фабрики или завода. На этих территориях компании строят жилые дома или отели, доходы от которых затем направляют на НИОКР и пополняют соответствующие расходы. Кстати, Китай планирует повторить свой успех по СЭЗ в США. Первый на очереди штат Айдахо. Площадь "зоны" – 80 км. Условия (как минимум): самоокупаемость и использование местной рабочей силы. На бизнес-инвесторов распространяются законы ЕВ-5, позволяющие иммигрантам, создающим рабочие места для среднего класса, получать местное гражданство почти в автоматическом режиме. Особенно любопытно, что новый источник благосостояния штата создается по китайским стандартам и статус СЭЗ дает ему полную свободу жить по законам Поднебесной. В очереди заявлены штаты Огайо, Мичиган и Пенсильвания. Ирония судьбы! Именно волна китайской "живой инициативы" смыла местное производство. Теперь же, по всей видимости, справедливость будет восстановлена!
Китайская практика трансфера технологий, получившая позже название "инновационного меркантилизма", в теории более проста, чем на практике. На первом этапе (1980–2006 гг.) широкое распространение получила цепочка "обратного инжиниринга". Суть: идея – американская, шлифовка – японская, коммерциализация – тайваньская, производство – китайское. На уровне массового производства технологию отдавали дочерним компаниям на Тайване. Система устраивала всех, ибо каждый имел свой дивиденд.
Следующий этап уже серьезней – не только компетентность национальных вендоров по всему спектру ИКТ-инноваций, но и наличие собственной независимой hi-tech-индустрии. Госсовет КНР декларирует это решение сначала в "пухлой" инструкции (более 400 пунктов предложено к исполнению) по научному и технологическому развитию страны в период 2006–2020 годов и одновременно директивно закрепляет в плане на 11-ю пятилетку. В контексте его выполнения (а позднее и в процессе) китайские компании активно поощрялись к разработке "местных инноваций", в том числе и по линии "совместных инноваций с зарубежными вендорами", особенно в случае "улучшения иностранных hi-tech-решений". Фактически правительство ставило задачу сделать качественный рывок, преодолеть разом несколько технологических ступеней и добиться паритета с западными лидерами. Разрыв в области высоких технологий должен был быть ликвидирован в максимально короткое время. В следующей пятилетке (2011–2015 гг.) сектор "нового поколения телекоммуникационного оборудования" включен в список приоритетов, которые по планам должны в корне изменить структуру национальной экономики.
Современный пейзаж
На сегодняшний день итоги более чем убедительны. Так, за тридцать лет вклад инфокоммуникационной индустрии в национальный ВВП возрос в четыре раза (6,0%); вес производства услуг и оборудования ИКТ в общемировых его продажах достиг 11%, парк мобильных телефонов составляет 1,3 млрд. (население – 1367 млн.). Рост интернета беспрецедентен: за два десятилетия коэффициент "интернетизации" достиг 47,9%; сейчас в Китае насчитывается почти 4 млн. интернет-сайтов; интернет-аудитория превышает 600 млн. человек, из которых 83,4% – пользователи мобильной версии; из 10 самых крупных в мире интернет-компаний на данный момент четыре – китайские. Электронная коммерция становится новым стимулом роста китайской экономики. Ее объем в 2014 году составил 2,2 трлн. долл. (21% ВВП), а рост – 31,4%. В этой сфере занято более 20 млн. человек (2,8 млн. полностью и более 18 млн. частично).
Среди всех мировых технологических компаний с капитализацией более 1 млрд. долл. по темпам роста капитализации все 50 первых мест занимают китайские компании. Гиганты национального ИКТ-комплекса, созданные в этот период (Alibaba, Xiaomi, Tencent, Baidu, Lenovo, Huawei, ZTE и др.), продолжают активно развиваться на инновационной основе, гибко реагируя на новые hi-tech-вызовы, соответственно диверсифицируя свой бизнес и расширяя его географию.
Пропуск в будущее
Рецепт успеха Поднебесной на ниве ИКТ – еще одна "загадка", а точнее "37-я стратагема". Китайцы, как известно, работают не по проблемам и даже не по стратегии, а именно по стратагемам (стратагема – иероглиф "ЦЗИ" – хитроумный план, оригинальный путь к достижению военных, гражданских, политических, экономических или личных целей, алгоритм поведения с учетом психологии объекта, его положения, обстановки и др. особенностей. Китайцы уверены, что "тот, кто умеет применять стратагемы, всегда удержит инициативу в своих руках"). Суть последней, в данном контексте, в строгом следовании главным ее концептам.
Во-первых, это открытость рынка для зарубежных компаний при бескомпромиссном соблюдении формулы "иностранные инвестиции – китайская эксплуатация – китайское владение". Закон разрешает присутствие на китайском рынке ИКТ лишь тем иностранным вендорам, которые постоянно и щедро делятся с местными производителями своей авангардной технологией (именно на этом стратегическом плацдарме потерпела поражение Россия: в рамках СП отечественное производство ИКТ-оборудования превратилось в цеха по сборке на чужой, а порой и небезопасной, элементной базе). В начале пути запретительные меры распространялись на индустрию телекоммуникаций. Сегодня же наблюдается постепенное, но агрессивное наступление в сфере ИТ-решений.
Во-вторых, – поэтапный подход к развертыванию (с перманентной корректировкой на внешние и внутренние факторы воздействия) государственных программ поддержки, включая создание СЭЗ, и жесткого контроля исполнения предписанных обязательств.
И, в-третьих, – поощрение директивы "Опоры на собственные силы" с высокими затратами на НИОКР (у национальных флагманов ИКТ они держатся на уровне 10–20% от валового дохода), в том числе и на стезе заимствования мировых достижений в области ИКТ. Последнее по масштабам превзошло все ожидания, вышло далеко за рамки "творческого", однако стало главной составляющей сегодняшнего блистательного успеха. А может быть, это компенсация за порох, бумагу и… рис? ▪
Отзывы читателей