Выпуск #2/2024
А.Г.Шейкин
ЦИФРОВОЙ СУВЕРЕНИТЕТ – ОДИН ИЗ КЛЮЧЕВЫХ ФАКТОРОВ РАЗВИТИЯ НАШЕЙ СТРАНЫ, ОБЩЕСТВА И БИЗНЕСА
ЦИФРОВОЙ СУВЕРЕНИТЕТ – ОДИН ИЗ КЛЮЧЕВЫХ ФАКТОРОВ РАЗВИТИЯ НАШЕЙ СТРАНЫ, ОБЩЕСТВА И БИЗНЕСА
Просмотры: 674
DOI: 10.22184/2070-8963.2024.118.2.10.14
Цифровой суверенитет – один из ключевых факторов развития нашей страны, общества и бизнеса
Рассказывает сенатор Российской Федерации А.Г.Шейкин
DOI: 10.22184/2070-8963.2024.118.2.10.14
Артём Геннадьевич Шейкин, кандидат экономических наук, с 2021 года представляет Законодательное собрание Амурской области, уроженцем которой он является, в Совете Федерации (СФ) Федерального Собрания Российской Федерации. Он является, в частности, заместителем председателя Совета по развитию цифровой экономики при СФ. По итогам 2023 года А.Г.Шейкин возглавил рейтинг эффективности работы сенаторов Российской Федерации, который составляют платформа The World Inform и независимый канал "ПУЛ Telegram" с применением технологий ИИ и экспертного мнения. При подведении этих итогов отдельно отмечались инициативы сенатора, которые рождались в рамках работы секций Совета по развитию цифровой экономики при СФ. И в 2024 году он продолжает оставаться лидером данного рейтинга. Так, по итогам марта KPI А.Г.Шейкина составил 90%. В своей парламентской деятельности он особое внимание уделяет цифровизации и поддержке ИКТ-сферы. В преддверии открытия Российской недели высоких технологий А.Г.Шейкин ответил на вопросы корреспондента ПЕРВОЙ МИЛИ.
Артём Геннадьевич, почему в Совете Федерации вы выбрали Комитет по конституционному законодательству и государственному строительству?
Комитеты Совета Федерации образуются для разработки базовых, концептуальных предложений по реализации конституционных полномочий СФ, предварительного рассмотрения одобренных Государственной Думой и переданных на рассмотрение Совета Федерации проектов законов Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, принятых Государственной Думой и переданных на рассмотрение Совета Федерации федеральных законов, а также других вопросов, отнесенных к ведению СФ Конституцией РФ, федеральными конституционными законами, федеральными законами. Комитет по конституционному законодательству и государственному строительству считается одним из ключевых в СФ.
Поскольку в ведении Комитета находятся такие важные вопросы, как внесение изменений в Конституцию РФ и поправок к ней, а также вопросы прав и свобод человека, государственного устройства, судебной системы, прокуратуры, следствия, юстиции, адвокатуры, нотариата, конституционного, уголовного, гражданского, административного права, противодействия коррупции, развития гражданского общества и многие другие вопросы, которые так или иначе касаются каждого гражданина. Я с командой, в которую входят специалисты в области конституционного, муниципального, уголовного, судебного права, много и плодотворно работаю в целях постоянного совершенствования законодательства, устранения пробелов и юридических коллизий. Право должно успевать за развитием общественных отношений, регулировать их без перегибов и в соответствии с принципами, закрепленными в Конституции РФ.
Вы возглавляете секцию "Обеспечение технологического суверенитета и информационной безопасности Российской Федерации" Совета по развитию цифровой экономики при СФ. Что уже удалось претворить в жизнь?
Цифровой суверенитет − один из ключевых факторов развития нашей страны, общества и бизнеса. Попытки политической изоляции и санкционного давления на Россию оказывают влияние на различные сферы отечественного бизнеса. Информационная безопасность также является критически важным аспектом для стабильности и безопасности страны, именно поэтому важно вести работу в данном направлении.
В 2023 году были организованы и проведены следующие заседания упомянутой секции:
16 марта на тему: "Кибербезопасность критической информационной инфраструктуры на промышленных предприятиях".
18 мая: "Обеспечение технологической независимости и безопасности критической информационной инфраструктуры (КИИ) Российской Федерации: создание отраслевых центров реагирования, производство и внедрение отечественных решений".
26 октября: "Правовые аспекты обеспечения снижения зависимости от иностранных технологий и программного обеспечения. Развитие российского производства электронных компонентов, в том числе микрочипов".
По итогам заседаний были сформированы решения секций и даны рекомендации федеральным органам исполнительной власти по устранению озвученных в ходе обсуждений проблем. Так, в ходе заседания по обеспечению технологической независимости и безопасности КИИ Российской Федерации выявился ряд законодательных пробелов, которые в дальнейшем легли в основу наших законодательных инициатив. В их числе такие как ввод в правовое поле деятельности по поиску уязвимостей в ПО за вознаграждение; разработка механизмов обязательного страхования киберрисков, а именно о введении обязательного финансового обеспечения ответственности операторов за утечки персональных данных граждан.
Если говорить в общем о работе в Совете по развитию цифровой экономики при СФ, то есть множество положительных результатов. Так, по результатам секции "Цифровая трансформация транспорта" в апреле 2023 года Минпромторг РФ принял мое предложение о наличии отечественного ПО в беспилотниках как обязательный фактор для включения их в реестр российской промышленной продукции. Это способствует поддержке отечественных производителей и стимулирует развитие отечественных технологий в области беспилотной авиации. Кроме того, мое предложение о наличии отечественных компонентов в составе БПЛА, таких как бортовая система управления полетом, оборудование радиолинии связи управления и контроля, бортовая система идентификации и автоматического уклонения от столкновений, также было учтено в новой редакции проекта постановления. Это обеспечивает безопасность и надежность беспилотников, а также способствует защите кибербезопасности.
Какие меры нужно предпринять для резкого уменьшения утечек персональных данных, в том числе из баз данных операторов связи?
В современном мире, полном цифровых технологий, защита нашей личной информации играет огромную роль. К сожалению, утечки персональных данных становятся все более частыми, представляя угрозу для нашей частной жизни и безопасности. Сейчас уже существуют законопроекты, которые помогут защитить наши данные и улучшить общую кибербезопасность.
Первая мера, которую стоит упомянуть, заключается в усилении киберзащиты компаний и организаций. В наши дни технологии развиваются очень быстро, поэтому необходимо постоянно обновлять и совершенствовать меры безопасности, чтобы защитить базы данных от несанкционированного доступа. Благодаря этим мерам компании смогут улучшить свою информационную безопасность и предотвратить утечку персональных данных клиентов.
Однако, только усиливать киберзащиту компаний недостаточно. Важно также принять закон о введении оборотных штрафов для компаний, не обеспечивающих безопасность данных клиентов. Это будет стимулировать их принимать более серьезные меры по защите персональной информации и компенсировать ущерб пострадавшим.
Еще одной инициативой, направленной, в том числе, на уменьшение утечек персональных данных, является введение обязательного финансового обеспечения ответственности операторов за утечки персональных данных граждан, так как важно создать не только усиление ответственности операторов перед государством, но и усилить ответственность операторов перед субъектами персональных данных.
Критерии очень простые: если организация является оператором по обработке персональных данных граждан, то возникает необходимость иметь финансовое обеспечение на постоянной основе, которое будет использовано для возмещения вреда, причиненного субъектам персональных данных, в случае нарушения законодательства.
Подтверждением финансового обеспечения может являться один из следующих документов: банковская гарантия; договор страхования; документ, подтверждающий создание оператором резервного фонда.
Предполагается, что реализация указанного законопроекта позволит:
финансово обеспечить возмещение вреда субъектам персональных данных операторами;
повысить уровень защищенности прав субъектов персональных данных;
способствовать более серьезному подходу операторов к защищенности информационных ресурсов;
предотвратить излишний (не соответствующий задачам) сбор персональных данных граждан;
способствовать развитию рынка страхования.
Расскажите о инициативах по решению проблемы "серых" SIM-карт.
В настоящее время не теряет актуальности проблема телефонного мошенничества. Одной из основных проблем при совершении преступлений в сфере такого мошенничества является наличие большого числа "нелегальных" SIM-карт, используемых для принятия денежных средств от потерпевших. При выявлении данных о владельцах таких абонентских номеров выясняется, что указанных лиц и мест их регистрации не существует. Это связано с нарушением федерального закона "О связи" операторами связи и дилерами (агентами), осуществляющими реализацию SIM-карт и их оформление без подтверждения паспортных данных абонентов.
В качестве одной из мер, направленных на решение данной проблемы, обсуждается усиление административной ответственности операторов связи за несоблюдение порядка проверки достоверности сведений об абоненте. Кроме того, сейчас прорабатывается вопрос относительно проблем при расследовании уголовных дел в части квалификации действий преступников по ст. 187 УК РФ, в случае использования ими "серых" SIM-карт для вывода похищенных денежных средств. Нелегальный оборот "серых" SIM-карт должен строго пресекаться и предусматривать уголовную ответственность.
Инициатива по введению лимита по количеству SIM-карт на одного абонента также направлена на пресечение недобросовестных практик их распространения. Сегодня законодательством не ограничено количество SIM-карт, которое можно оформить на одного человека. В связи с этим целесообразно ввести лимиты на уровне законодательства с рассмотрением возможности дифференциации количества по абонентам − физическим лицам, пользователям услуг связи − юридическим лицам, нерезидентам.
Что делается законодателями в сфере минимизации рисков, которые влечет бесконтрольное внедрение технологий искусственного интеллекта, в частности, технологий синтеза речи?
Проблема, действительно, существует. Те риски, которые влечет бесконтрольное внедрение технологий искусственного интеллекта (ИИ), мы регулярно обсуждаем на площадке секции "Искусственный интеллект" Совета по развитию цифровой экономики при Совете Федерации.
Так, в ходе обсуждения темы о правовых и этических рисках использования технологий синтеза речи выяснилось, что существуют проблемы, связанные с пределами использования голосов дикторов. Многие компании договариваются с дикторами на запись голосов для синтеза, но не раскрывают им все подробности, где это будет потом использовано. Например, синтез голоса диктора использовался для создания нежелательного и запрещенного контента, включая военные призывы или распространение недостоверной информации.
К основным опасностям бесконтрольного использования таких технологий относятся:
использование технологий синтеза голоса в мошеннических целях для создания обманных схем. Синтез голоса может быть использован для совершения мошенничества или фишинговых атак, к примеру, путем ложных звонков от лица обладателя голоса с целью вымогательства, шантажа, хищения информации и финансовых средств;
использование речи специалистов (любых граждан) без их ведома в озвучивании проектов, на которые они не давали согласия, зачастую для запрещенного контента;
вопросы этичности использования умерших легендарных личностей − чтобы их голосами не озвучивали что-то неприличное или противоправное.
Целесообразной мерой, на мой взгляд, будет закрепление нормы "охраны голоса гражданина" по аналогии с нормой в гражданском праве по охране изображения гражданина. В Гражданском кодексе уже закреплена норма охраны изображения гражданина (ст. 152.1 ГК РФ). Предлагается дополнить ГК РФ новой статьей, добавив понятие "охрана голоса гражданина".
Согласно планируемым изменениям, обнародование и дальнейшее использование записи голоса гражданина допускается только с его согласия. Материалы, содержащие голос гражданина, полученные с нарушениями, подлежат изъятию или удалению из интернета.
Недавно вы приняли участие в тестировании смартфонов с отечественной операционной системой "Аврора". Поделитесь впечатлениями.
Мною протестирован смартфон отечественной разработки компании "Аквариус" на российской ОС "Аврора" моделей NS M11 и M12 (в защищенном корпусе). Данные устройства имеют важное в современном цифровом мире конкурентное преимущество по сравнению с наиболее известными телефонами зарубежных компаний, а именно обладают защищенной системой для обмена и хранения данных.
Отечественные смартфоны на операционной системе "Аврора" имеют приемлемую скорость работы, батарея держит заряд на протяжении нескольких дней, но для полноценного перехода на нее недостаточно базовых приложений. К примеру, отсутствуют общедоступные мессенджеры, которыми пользуются родственники и друзья. Данный факт требует использовать второй, незащищенный, смартфон для связи с близкими людьми.
Вы являетесь сенатором от Амурской области − гигантского по площади региона с большим числом удаленных населенных пунктов. Как вы оцениваете темпы осуществления в области мер по устранению цифрового неравенства?
Темпы оцениваю положительно, но многое еще предстоит сделать. Возможность в любой момент поговорить с родными и близкими появляется у жителей малых амурских cел с населением от 100 до 500 человек. В рамках федерального проекта "Устранение цифрового неравенства" устанавливают базовые станции сотовой связи. Станции уже установили в Троицком, Успеновке, Павловке, Луговом, Камышенке, Тутауле и других селах. После установки оборудования оператор, с которым заключен договор, оставляет SIM-карты главам поселений. Амурчане могут приобрести их в администрации, либо напрямую у провайдера. Проект "Устранение цифрового неравенства" рассчитан еще минимум на семь лет.
Какие новые законодательные инициативы в сфере регулирования ИКТ ожидаются в ближайшее время?
Работа предстоит большая. Так, надо ввести в правовое поле так называемых "белых хакеров", или "пентестеров". Это специалисты по поиску уязвимостей информационных ресурсов (информационных систем, программных продуктов). Они помогают выявить слабые места, ошибки в системах и устранить их до того, как ими мог бы воспользоваться злоумышленник, и тем самым предотвращают возникновение инцидентов информационной безопасности и связанных с ними убытков.
В действующем законодательстве не закреплены понятия "пентеста" и Bug Bounty, что вызывает опасения у специалистов по поиску уязвимостей в связи с риском неоднозначной правовой оценки их деятельности. Указанное обстоятельство не способствует увеличению количества профессионалов, готовых заниматься данным направлением.
В связи с этим, на мой взгляд, необходим, отдельный проект федерального закона "О деятельности по поиску уязвимостей и оценке защищенности информационных ресурсов".
Еще одной важной инициативой является создание информационного сервиса, агрегирующего сведения о планируемых к подаче или уже поданных коллективных исках. Нынешние сервисы позволяют найти коллективный иск и присоединиться к нему только в случае, если гражданин знает реквизиты дела, конкретный суд, что значительно осложняет возможность присоединения. Мною предложено создание нового единого ресурса или развитие уже существующей в России платформы, которая поможет упростить и ускорить процесс информирования граждан, сделает доступным и удобным получение гражданами информации об инициируемых коллективных исках, позволит не только найти, но и присоединиться к нужному коллективному иску, тем самым предоставит большему кругу лиц возможность отстоять свои права и получить компенсацию.
Кроме того, в соответствии с действующим законодательством порядок несения судебных расходов определяется нотариальным соглашением группы лиц. Вместе с тем нотариальная форма такого соглашения требует физического присутствия всей группы у нотариуса, что становится невозможным в случае наличия общих или однородных требований у большого числа граждан, особенно при их нахождении в разных регионах страны.
В качестве решения указанных проблем необходимо упростить нотариальную форму для идентификации участника группового иска, а также фактического подтверждения присоединения участника к соглашению группы лиц. Для этого можно использовать авторизацию членов группы в информационной системе.
Спасибо за интересный рассказ.
С А.Г.Шейкиным беседовал С.А.Попов
Рассказывает сенатор Российской Федерации А.Г.Шейкин
DOI: 10.22184/2070-8963.2024.118.2.10.14
Артём Геннадьевич Шейкин, кандидат экономических наук, с 2021 года представляет Законодательное собрание Амурской области, уроженцем которой он является, в Совете Федерации (СФ) Федерального Собрания Российской Федерации. Он является, в частности, заместителем председателя Совета по развитию цифровой экономики при СФ. По итогам 2023 года А.Г.Шейкин возглавил рейтинг эффективности работы сенаторов Российской Федерации, который составляют платформа The World Inform и независимый канал "ПУЛ Telegram" с применением технологий ИИ и экспертного мнения. При подведении этих итогов отдельно отмечались инициативы сенатора, которые рождались в рамках работы секций Совета по развитию цифровой экономики при СФ. И в 2024 году он продолжает оставаться лидером данного рейтинга. Так, по итогам марта KPI А.Г.Шейкина составил 90%. В своей парламентской деятельности он особое внимание уделяет цифровизации и поддержке ИКТ-сферы. В преддверии открытия Российской недели высоких технологий А.Г.Шейкин ответил на вопросы корреспондента ПЕРВОЙ МИЛИ.
Артём Геннадьевич, почему в Совете Федерации вы выбрали Комитет по конституционному законодательству и государственному строительству?
Комитеты Совета Федерации образуются для разработки базовых, концептуальных предложений по реализации конституционных полномочий СФ, предварительного рассмотрения одобренных Государственной Думой и переданных на рассмотрение Совета Федерации проектов законов Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, принятых Государственной Думой и переданных на рассмотрение Совета Федерации федеральных законов, а также других вопросов, отнесенных к ведению СФ Конституцией РФ, федеральными конституционными законами, федеральными законами. Комитет по конституционному законодательству и государственному строительству считается одним из ключевых в СФ.
Поскольку в ведении Комитета находятся такие важные вопросы, как внесение изменений в Конституцию РФ и поправок к ней, а также вопросы прав и свобод человека, государственного устройства, судебной системы, прокуратуры, следствия, юстиции, адвокатуры, нотариата, конституционного, уголовного, гражданского, административного права, противодействия коррупции, развития гражданского общества и многие другие вопросы, которые так или иначе касаются каждого гражданина. Я с командой, в которую входят специалисты в области конституционного, муниципального, уголовного, судебного права, много и плодотворно работаю в целях постоянного совершенствования законодательства, устранения пробелов и юридических коллизий. Право должно успевать за развитием общественных отношений, регулировать их без перегибов и в соответствии с принципами, закрепленными в Конституции РФ.
Вы возглавляете секцию "Обеспечение технологического суверенитета и информационной безопасности Российской Федерации" Совета по развитию цифровой экономики при СФ. Что уже удалось претворить в жизнь?
Цифровой суверенитет − один из ключевых факторов развития нашей страны, общества и бизнеса. Попытки политической изоляции и санкционного давления на Россию оказывают влияние на различные сферы отечественного бизнеса. Информационная безопасность также является критически важным аспектом для стабильности и безопасности страны, именно поэтому важно вести работу в данном направлении.
В 2023 году были организованы и проведены следующие заседания упомянутой секции:
16 марта на тему: "Кибербезопасность критической информационной инфраструктуры на промышленных предприятиях".
18 мая: "Обеспечение технологической независимости и безопасности критической информационной инфраструктуры (КИИ) Российской Федерации: создание отраслевых центров реагирования, производство и внедрение отечественных решений".
26 октября: "Правовые аспекты обеспечения снижения зависимости от иностранных технологий и программного обеспечения. Развитие российского производства электронных компонентов, в том числе микрочипов".
По итогам заседаний были сформированы решения секций и даны рекомендации федеральным органам исполнительной власти по устранению озвученных в ходе обсуждений проблем. Так, в ходе заседания по обеспечению технологической независимости и безопасности КИИ Российской Федерации выявился ряд законодательных пробелов, которые в дальнейшем легли в основу наших законодательных инициатив. В их числе такие как ввод в правовое поле деятельности по поиску уязвимостей в ПО за вознаграждение; разработка механизмов обязательного страхования киберрисков, а именно о введении обязательного финансового обеспечения ответственности операторов за утечки персональных данных граждан.
Если говорить в общем о работе в Совете по развитию цифровой экономики при СФ, то есть множество положительных результатов. Так, по результатам секции "Цифровая трансформация транспорта" в апреле 2023 года Минпромторг РФ принял мое предложение о наличии отечественного ПО в беспилотниках как обязательный фактор для включения их в реестр российской промышленной продукции. Это способствует поддержке отечественных производителей и стимулирует развитие отечественных технологий в области беспилотной авиации. Кроме того, мое предложение о наличии отечественных компонентов в составе БПЛА, таких как бортовая система управления полетом, оборудование радиолинии связи управления и контроля, бортовая система идентификации и автоматического уклонения от столкновений, также было учтено в новой редакции проекта постановления. Это обеспечивает безопасность и надежность беспилотников, а также способствует защите кибербезопасности.
Какие меры нужно предпринять для резкого уменьшения утечек персональных данных, в том числе из баз данных операторов связи?
В современном мире, полном цифровых технологий, защита нашей личной информации играет огромную роль. К сожалению, утечки персональных данных становятся все более частыми, представляя угрозу для нашей частной жизни и безопасности. Сейчас уже существуют законопроекты, которые помогут защитить наши данные и улучшить общую кибербезопасность.
Первая мера, которую стоит упомянуть, заключается в усилении киберзащиты компаний и организаций. В наши дни технологии развиваются очень быстро, поэтому необходимо постоянно обновлять и совершенствовать меры безопасности, чтобы защитить базы данных от несанкционированного доступа. Благодаря этим мерам компании смогут улучшить свою информационную безопасность и предотвратить утечку персональных данных клиентов.
Однако, только усиливать киберзащиту компаний недостаточно. Важно также принять закон о введении оборотных штрафов для компаний, не обеспечивающих безопасность данных клиентов. Это будет стимулировать их принимать более серьезные меры по защите персональной информации и компенсировать ущерб пострадавшим.
Еще одной инициативой, направленной, в том числе, на уменьшение утечек персональных данных, является введение обязательного финансового обеспечения ответственности операторов за утечки персональных данных граждан, так как важно создать не только усиление ответственности операторов перед государством, но и усилить ответственность операторов перед субъектами персональных данных.
Критерии очень простые: если организация является оператором по обработке персональных данных граждан, то возникает необходимость иметь финансовое обеспечение на постоянной основе, которое будет использовано для возмещения вреда, причиненного субъектам персональных данных, в случае нарушения законодательства.
Подтверждением финансового обеспечения может являться один из следующих документов: банковская гарантия; договор страхования; документ, подтверждающий создание оператором резервного фонда.
Предполагается, что реализация указанного законопроекта позволит:
финансово обеспечить возмещение вреда субъектам персональных данных операторами;
повысить уровень защищенности прав субъектов персональных данных;
способствовать более серьезному подходу операторов к защищенности информационных ресурсов;
предотвратить излишний (не соответствующий задачам) сбор персональных данных граждан;
способствовать развитию рынка страхования.
Расскажите о инициативах по решению проблемы "серых" SIM-карт.
В настоящее время не теряет актуальности проблема телефонного мошенничества. Одной из основных проблем при совершении преступлений в сфере такого мошенничества является наличие большого числа "нелегальных" SIM-карт, используемых для принятия денежных средств от потерпевших. При выявлении данных о владельцах таких абонентских номеров выясняется, что указанных лиц и мест их регистрации не существует. Это связано с нарушением федерального закона "О связи" операторами связи и дилерами (агентами), осуществляющими реализацию SIM-карт и их оформление без подтверждения паспортных данных абонентов.
В качестве одной из мер, направленных на решение данной проблемы, обсуждается усиление административной ответственности операторов связи за несоблюдение порядка проверки достоверности сведений об абоненте. Кроме того, сейчас прорабатывается вопрос относительно проблем при расследовании уголовных дел в части квалификации действий преступников по ст. 187 УК РФ, в случае использования ими "серых" SIM-карт для вывода похищенных денежных средств. Нелегальный оборот "серых" SIM-карт должен строго пресекаться и предусматривать уголовную ответственность.
Инициатива по введению лимита по количеству SIM-карт на одного абонента также направлена на пресечение недобросовестных практик их распространения. Сегодня законодательством не ограничено количество SIM-карт, которое можно оформить на одного человека. В связи с этим целесообразно ввести лимиты на уровне законодательства с рассмотрением возможности дифференциации количества по абонентам − физическим лицам, пользователям услуг связи − юридическим лицам, нерезидентам.
Что делается законодателями в сфере минимизации рисков, которые влечет бесконтрольное внедрение технологий искусственного интеллекта, в частности, технологий синтеза речи?
Проблема, действительно, существует. Те риски, которые влечет бесконтрольное внедрение технологий искусственного интеллекта (ИИ), мы регулярно обсуждаем на площадке секции "Искусственный интеллект" Совета по развитию цифровой экономики при Совете Федерации.
Так, в ходе обсуждения темы о правовых и этических рисках использования технологий синтеза речи выяснилось, что существуют проблемы, связанные с пределами использования голосов дикторов. Многие компании договариваются с дикторами на запись голосов для синтеза, но не раскрывают им все подробности, где это будет потом использовано. Например, синтез голоса диктора использовался для создания нежелательного и запрещенного контента, включая военные призывы или распространение недостоверной информации.
К основным опасностям бесконтрольного использования таких технологий относятся:
использование технологий синтеза голоса в мошеннических целях для создания обманных схем. Синтез голоса может быть использован для совершения мошенничества или фишинговых атак, к примеру, путем ложных звонков от лица обладателя голоса с целью вымогательства, шантажа, хищения информации и финансовых средств;
использование речи специалистов (любых граждан) без их ведома в озвучивании проектов, на которые они не давали согласия, зачастую для запрещенного контента;
вопросы этичности использования умерших легендарных личностей − чтобы их голосами не озвучивали что-то неприличное или противоправное.
Целесообразной мерой, на мой взгляд, будет закрепление нормы "охраны голоса гражданина" по аналогии с нормой в гражданском праве по охране изображения гражданина. В Гражданском кодексе уже закреплена норма охраны изображения гражданина (ст. 152.1 ГК РФ). Предлагается дополнить ГК РФ новой статьей, добавив понятие "охрана голоса гражданина".
Согласно планируемым изменениям, обнародование и дальнейшее использование записи голоса гражданина допускается только с его согласия. Материалы, содержащие голос гражданина, полученные с нарушениями, подлежат изъятию или удалению из интернета.
Недавно вы приняли участие в тестировании смартфонов с отечественной операционной системой "Аврора". Поделитесь впечатлениями.
Мною протестирован смартфон отечественной разработки компании "Аквариус" на российской ОС "Аврора" моделей NS M11 и M12 (в защищенном корпусе). Данные устройства имеют важное в современном цифровом мире конкурентное преимущество по сравнению с наиболее известными телефонами зарубежных компаний, а именно обладают защищенной системой для обмена и хранения данных.
Отечественные смартфоны на операционной системе "Аврора" имеют приемлемую скорость работы, батарея держит заряд на протяжении нескольких дней, но для полноценного перехода на нее недостаточно базовых приложений. К примеру, отсутствуют общедоступные мессенджеры, которыми пользуются родственники и друзья. Данный факт требует использовать второй, незащищенный, смартфон для связи с близкими людьми.
Вы являетесь сенатором от Амурской области − гигантского по площади региона с большим числом удаленных населенных пунктов. Как вы оцениваете темпы осуществления в области мер по устранению цифрового неравенства?
Темпы оцениваю положительно, но многое еще предстоит сделать. Возможность в любой момент поговорить с родными и близкими появляется у жителей малых амурских cел с населением от 100 до 500 человек. В рамках федерального проекта "Устранение цифрового неравенства" устанавливают базовые станции сотовой связи. Станции уже установили в Троицком, Успеновке, Павловке, Луговом, Камышенке, Тутауле и других селах. После установки оборудования оператор, с которым заключен договор, оставляет SIM-карты главам поселений. Амурчане могут приобрести их в администрации, либо напрямую у провайдера. Проект "Устранение цифрового неравенства" рассчитан еще минимум на семь лет.
Какие новые законодательные инициативы в сфере регулирования ИКТ ожидаются в ближайшее время?
Работа предстоит большая. Так, надо ввести в правовое поле так называемых "белых хакеров", или "пентестеров". Это специалисты по поиску уязвимостей информационных ресурсов (информационных систем, программных продуктов). Они помогают выявить слабые места, ошибки в системах и устранить их до того, как ими мог бы воспользоваться злоумышленник, и тем самым предотвращают возникновение инцидентов информационной безопасности и связанных с ними убытков.
В действующем законодательстве не закреплены понятия "пентеста" и Bug Bounty, что вызывает опасения у специалистов по поиску уязвимостей в связи с риском неоднозначной правовой оценки их деятельности. Указанное обстоятельство не способствует увеличению количества профессионалов, готовых заниматься данным направлением.
В связи с этим, на мой взгляд, необходим, отдельный проект федерального закона "О деятельности по поиску уязвимостей и оценке защищенности информационных ресурсов".
Еще одной важной инициативой является создание информационного сервиса, агрегирующего сведения о планируемых к подаче или уже поданных коллективных исках. Нынешние сервисы позволяют найти коллективный иск и присоединиться к нему только в случае, если гражданин знает реквизиты дела, конкретный суд, что значительно осложняет возможность присоединения. Мною предложено создание нового единого ресурса или развитие уже существующей в России платформы, которая поможет упростить и ускорить процесс информирования граждан, сделает доступным и удобным получение гражданами информации об инициируемых коллективных исках, позволит не только найти, но и присоединиться к нужному коллективному иску, тем самым предоставит большему кругу лиц возможность отстоять свои права и получить компенсацию.
Кроме того, в соответствии с действующим законодательством порядок несения судебных расходов определяется нотариальным соглашением группы лиц. Вместе с тем нотариальная форма такого соглашения требует физического присутствия всей группы у нотариуса, что становится невозможным в случае наличия общих или однородных требований у большого числа граждан, особенно при их нахождении в разных регионах страны.
В качестве решения указанных проблем необходимо упростить нотариальную форму для идентификации участника группового иска, а также фактического подтверждения присоединения участника к соглашению группы лиц. Для этого можно использовать авторизацию членов группы в информационной системе.
Спасибо за интересный рассказ.
С А.Г.Шейкиным беседовал С.А.Попов
Отзывы читателей