В статье рассказывается о проекте мониторинга подвижных объектов, в том числе летательных аппаратов с использованием отечественных спутниковых группировок. Проект решает проблему точного определения местоположения авиационных катастроф, а также обеспечивает контроль режимов работы систем и оборудования воздушных судов.

sitemap
Наш сайт использует cookies. Продолжая просмотр, вы даёте согласие на обработку персональных данных и соглашаетесь с нашей Политикой Конфиденциальности
Согласен
Поиск:

Вход
Архив журнала
Журналы
Медиаданные
Редакционная политика
Реклама
Авторам
Контакты
TS_pub
technospheramag
technospheramag
ТЕХНОСФЕРА_РИЦ
© 2001-2025
РИЦ Техносфера
Все права защищены
Тел. +7 (495) 234-0110
Оферта

Яндекс.Метрика
R&W
 
 
Вход:

Ваш e-mail:
Пароль:
 
Регистрация
Забыли пароль?
Книги по связи
В.С. Верба, К.Ю. Гаврилов, А.Р. Ильчук, Б.Г. Татарский, А.А. Филатов
Другие серии книг:
Мир связи
Библиотека Института стратегий развития
Мир квантовых технологий
Мир математики
Мир физики и техники
Мир биологии и медицины
Мир химии
Мир наук о Земле
Мир материалов и технологий
Мир электроники
Мир программирования
Мир строительства
Мир цифровой обработки
Мир экономики
Мир дизайна
Мир увлечений
Мир робототехники и мехатроники
Для кофейников
Мир радиоэлектроники
Библиотечка «КВАНТ»
Умный дом
Мировые бренды
Вне серий
Библиотека климатехника
Мир транспорта
Мир фотоники
Мир станкостроения
Мир метрологии
Мир энергетики
Книги, изданные при поддержке РФФИ
Выпуск #5/2013
А.Нестеров, Д.Петров
Система мониторинга летательных аппаратов
Просмотры: 3255
В статье рассказывается о проекте мониторинга подвижных объектов, в том числе летательных аппаратов с использованием отечественных спутниковых группировок. Проект решает проблему точного определения местоположения авиационных катастроф, а также обеспечивает контроль режимов работы систем и оборудования воздушных судов.
ОАО "Московский научно-исследовательский институт радиосвязи" является одним из старейших предприятий России в своей отрасли. За время своего существования, история которого начинается в 1927 году, предприятием создан целый ряд систем и комплексов радиосвязи специального назначения. Сегодня ОАО "МНИИРС" – это современное объединение научного потенциала и высокотехнического производства, осуществляющее разработку и производство систем, комплексов и средств связи по следующим основным направлениям:
разработка систем и средств спутниковой связи;
создание комплексов средств связи различного назначения;
производство разработанных в ОАО "МНИИРС" систем и средств космической связи для пилотируемой космонавтики.
Система мониторинга летательных аппаратов (ЛА) – лишь один из проектов Московского НИИ радиосвязи. И для начала немного коснемся истории.
Один из проектов ОАО "МНИИРС" в 80-х годах – разработка отечественной части системы КОСПАС-САРСАТ. В 1995 году ОАО "МНИИРС" разработало "Проект глобальной многоцелевой системы сбора данных через космос" (ДАНКО). Использование свободных радиоканалов действующей международной спутниковой системы передачи данных ССПД-IDCS (International Data Collection System), а также навигационных спутниковых систем GPS, ГЛОНАСС и Galileo дали возможность оперативно и при незначительных затратах реализовать глобальную спутниковую систему автоматического контроля состояния и текущих значений координат транспортных средств в реальном масштабе времени, а также состояния экологически опасных стационарных техногенных объектов и окружающей среды в нормальных и экстремальных ситуациях. Многоцелевая система ДАНКО способна мгновенно (до 5 с) и точно (до 100 м) определить место авиационной катастрофы. Такую точность не обеспечивает ни одна из существующих систем. Система ДАНКО была основана на использовании существующего парка спутников системы КОСПАС-САРСАТ, частотного спектра метеослужбы и аварийного буя АРМ-400 новой конструкции, образцы которых были изготовлены и испытаны в 1997–1999 годах.

В декабре 1995 года под Хабаровском потерпел катастрофу российский авиалайнер Ту-154, унесший более 100 человеческих жизней. Длительный, более двух недель, поиск места этой трагедии с особой остротой поднял вопрос о необходимости оперативного создания средств мгновенного и точного определения мест авиационных катастроф (ТОМАК). Для решения этой проблемы ОАО "МНИИРС" в своем обращении в Правительство РФ от 28 марта 1996 года предложило использовать систему ДАНКО, полагая, что существующая система КОСПАС-САРСАТ проблему определения места авиакатастроф решить не сможет. Тогда это было связано с отсутствием на самолетах аварийных буев с приемниками системы ГЛОНАСС (GPS), а также самой процедурой организации системы поиска терпящих бедствие.
Правительство РФ своим распоряжением от 9 января 1997 года выделило средства на создание опытного образца системы ДАНКО и проведение первого этапа научно-исследовательской экспериментальной работы (НИЭР) ТОМАК-1. Возглавляемая ОАО "МНИИРС" и ФГУП "НИИ АА" кооперация при участии ФГУП "РНИИ КП" в июле 1999 года успешно завершила НИЭР ТОМАК-1. Этот успех послужил основанием для поручения Правительства РФ, обязавшего Росавиакосмос создать и внедрить систему ДАНКО. Однако работы по реализации системы ДАНКО, которые могли быть успешно завершены еще в 2002 году, не начаты до сих пор из-за отсутствия заказчика.
В 2010 году в ОАО "МНИИРС" была разработана и представлена "Система глобального мониторинга стационарных и подвижных объектов" (МСПО), а в 2011 году была детально проработана "Система мониторинга летательных аппаратов" (Мониторинг ЛА) как наиболее актуальная и сложная часть проекта. В основу этих систем были положены идеи проекта ДАНКО.
Предлагаемая система МСПО основывается на использовании нескольких существующих спутниковых систем и новых аварийных радиобуев, работающих как через спутник, так и с использованием каналов сотовой связи (рис.1). Система предназначена для дистанционного сбора информации о местоположении и техническом состоянии контролируемых объектов в реальном масштабе времени, дистанционного управления режимами работы контролируемых объектов, немедленного оповещения диспетчера о нештатной ситуации на контролируемом объекте, включении сигнала аварии системы КОСПАС-САРСАТ с указанием координат и адреса объекта на цифровой карте с использованием систем ГЛОНАСС, GPS и Galileo, а также для обеспечения двухстороннего обмена сообщениями между операторами центра и контролируемого объекта.
Система состоит из космического и наземного сегментов. Космический сегмент включает в себя спутниковые навигационные системы ГЛОНАСС, GPS, Galileo и частотно-энергетические ресурсы низкоорбитальной спутниковой группировки "Гонец", геостационарных спутниковых группировок "Экспресс" и "Ямал", а также космических аппаратов (КА) системы КОСПАС-САРСАТ и КА "Электро". В перспективе планируется использование частотно-энергетических ресурсов группировки КА "Меридиан" на высокоэллиптических орбитах, космической системы (КС) "Арктика" и спутниковых группировок "Метеор", "Канопус" и "Ресурс" на солнечно-синхронных орбитах.
Наземный сегмент включает в себя множество земных спутниковых станций, обеспечивающих прием и передачу сигналов абонентов системы по спутниковым каналам с последующей ретрансляцией их через наземные сети в ситуационно-кризисные центры регионов и заинтересованным потребителям. При необходимости земные спутниковые станции центров метеослужбы и базовые станции систем сотовой связи могут дооснащаться аппаратурой обмена информацией с абонентскими терминалами и включаться в систему. Кроме того, в наземный сегмент входят системные центры маршрутизации, размещаемые у операторов системы, диспетчерские центры и абонентские терминалы, размещаемые у пользователей. Все наземные объекты связаны оптико-волоконными, проводными и беспроводными сетями.
Система обеспечит возможность одновременной работы абонентских терминалов в двух режимах: "Мониторинг" и "Авария" (рис.2). В режиме "Мониторинг" информация о состоянии абонентов системы обновляется с периодичностью, зависящей от типа объекта мониторинга. Для стационарных объектов, например, информация может обновляться раз в день, для автомобильного транспорта – каждые 10 мин, для летательных аппаратов – каждые 5 с. В режиме "Мониторинг" для передачи пакетов информации предусматривается использование частотно-временной матрицы разделения закрепленных каналов и единой скорости передачи 400 бит/с, при которой эффективность использования частотного спектра будет существенно увеличена, что позволит одновременно осуществлять мониторинг необходимого количества объектов. В случае, если какой-либо из контролируемых параметров объекта выходит за пределы допустимых значений, объект автоматически переходит в режим "Авария". В дальнейшем в этом режиме контроль за координатами и работой оборудования движущихся объектов осуществляется в реальном масштабе времени.
Система "Мониторинг ЛА", наиболее востребованная в малой авиации, является элементом системы МСПО и также базируется на использовании нескольких существующих спутниковых систем и новых авиационных радиобуев (абонентских терминалов), которые работают через различные группировки КА, но уже без использования сотовой связи. Система в штатном режиме обеспечивает постоянный мониторинг местоположения и текущего состояния технических средств ЛА с момента их взлета и до посадки. Перечень контролируемых системой параметров технических средств выбирается для каждого типа воздушного судна, будь то пассажирский самолет, ЛА малой авиации, аэростат или вертолет. При возникновении нештатной ситуации на ЛА, приводящей к падению ЛА на Землю, будет обеспечен режим передачи аварийных сообщений. Аварийные сообщения содержат быстроменяющиеся данные о ЛА (координаты местоположения, скорость, курс, высоту и необходимые технические параметры оборудования и режимов работы) и передаются с минимальным интервалом времени между ними для определения места возможного падения и начала оперативной организации аварийно-спасательных работ в районе последнего аварийного сообщения. Система одновременно будет осуществлять мониторинг нескольких тысяч ЛА над всей территорией Российской Федерации, а в дальнейшем и за рубежом, максимально используя существующие и вновь создаваемые функциональные элементы отечественных, зарубежных и международных систем аналогичного назначения.
Самолеты и вертолеты, к сожалению, продолжают падать, а их поиски затягиваются на долгие месяцы, несмотря на установку на самолетах буев КОСПАС-САРСАТ. Вспомним только катастрофу Ан-2 на Урале, который в июне 2012 года взлетел с аэродрома города Серова и пропал. Нашли обломки "кукурузника" и останки пилота и пассажиров почти год спустя. Экспертиза идентифицировала изъятое топливо как сильно видоизмененный автомобильный бензин. А ведь можно было бы определить и проблему Ан-2 непосредственно в момент ее возникновения, и место падения самолета, имея на борту предлагаемую систему мониторинга, которая дает возможность контролировать работу всего бортового оборудования и систем в режиме онлайн, что позволит получать не только точные данные о месте катастрофы, но и предварительные данные о ее причине. О неспособности существующих систем управления воздушным движением (УВД) и КОСПАС-САРСАТ предупреждать катастрофы и решать проблему точного определения места авиационных катастроф МНИИРС предупреждал еще в 1996 году, задолго до установки аварийных буев на летательных аппаратах. С внедрением системы появляется возможность контролировать возникновение аварийных ситуаций, вмешиваться в их ход, и, возможно, предотвращать катастрофы и спасать человеческие жизни.
Система мониторинга ЛА не потребует создания новых специальных служб и больших затрат на ее эксплуатацию, так как она будет функционировать совместно с действующей системой УВД и внедряемой в авиации системой автоматического зависимого наблюдения (АЗН), являясь ее резервом и подспорьем в управлении воздушным движением. При этом использование отечественных группировок КА позволит иметь определенную независимость в глобальном контроле воздушного пространства России, а это уже вопрос национальной безопасности.
Необходимо понимать, что работа в иностранных системах обходится в разы дороже, а разработка отечественных систем инициирует развитие сферы производства, системы услуг в стране и увеличивает число рабочих мест для квалифицированных кадров. К сожалению, у нас почему-то боятся создавать собственные системы, бездумно следуя за разработками Запада. При этом, оглядываясь назад, понимаем, что все в нашей стране уже было разработано, только не внедрялось или по причине лоббирования чьих-то интересов, или просто по нерадению чиновников. Идеи, изложенные в проектах МНИИРС еще в 1995 году, поэлементно используются за рубежом, а наша страна опять выступает в роли догоняющего.
Для создания бесперебойной системы точного и быстрого определения местоположения терпящего бедствия воздушного судна необходимо остановиться на применяемых в авиации современных разработках, связанных с определением местоположения ЛА. Реализация проекта "Мониторинг ЛА" позволит предотвратить или значительно уменьшить последствия авиационных катастроф, возникающих в связи с возникновением случайных или преднамеренных (не будем забывать о проблеме терроризма в нашей стране) нештатных ситуациях на ЛА.
Сейчас для осуществления данного проекта создана кооперация предприятий, проведены предварительные работы по созданию наземных станций и абонентских терминалов на уровне макетирования, а также с положительными результатами проведены переговоры по использованию спутниковых ресурсов различных систем. В ОАО "МНИИРС" имеется необходимый опыт и накоплен огромный потенциал для проведения разработки и внедрения эффективной автоматизированной информационной системы мониторинга, поиска и спасения. Московский НИИ радиосвязи готов возглавить кооперацию по ее созданию. ▪
 
 Отзывы читателей
Разработка: студия Green Art