Приказом Минкомсвязи РФ от 26.08.2014 № 258 утверждены новые Требования к порядку ввода сетей электросвязи в эксплуатацию.

sitemap
Наш сайт использует cookies. Продолжая просмотр, вы даёте согласие на обработку персональных данных и соглашаетесь с нашей Политикой Конфиденциальности
Согласен
Поиск:

Вход
Архив журнала
Журналы
Медиаданные
Редакционная политика
Реклама
Авторам
Контакты
TS_pub
technospheramag
technospheramag
ТЕХНОСФЕРА_РИЦ
© 2001-2025
РИЦ Техносфера
Все права защищены
Тел. +7 (495) 234-0110
Оферта

Яндекс.Метрика
R&W
 
 
Вход:

Ваш e-mail:
Пароль:
 
Регистрация
Забыли пароль?
Книги по связи
Трещиков В.Н., Листвин В.Н.
Другие серии книг:
Мир связи
Библиотека Института стратегий развития
Мир квантовых технологий
Мир математики
Мир физики и техники
Мир биологии и медицины
Мир химии
Мир наук о Земле
Мир материалов и технологий
Мир электроники
Мир программирования
Мир строительства
Мир цифровой обработки
Мир экономики
Мир дизайна
Мир увлечений
Мир робототехники и мехатроники
Для кофейников
Мир радиоэлектроники
Библиотечка «КВАНТ»
Умный дом
Мировые бренды
Вне серий
Библиотека климатехника
Мир транспорта
Мир фотоники
Мир станкостроения
Мир метрологии
Мир энергетики
Книги, изданные при поддержке РФФИ
Выпуск #2/2015
А.Галкин
Новые правила ввода в эксплуатацию сетей связи
Просмотры: 4887
Приказом Минкомсвязи РФ от 26.08.2014 № 258 утверждены новые Требования к порядку ввода сетей электросвязи в эксплуатацию.
История вопроса
Действовавшие до последнего времени "Правила ввода в эксплуатацию сооружений связи" появились еще в далеком 2002 году и были утверждены приказом Мининформсвязи от 09.09.2002 № (далее – 113 приказ). Двенадцать лет операторы связи вводили в эксплуатацию свои узлы связи в соответствии с этими правилами, несмотря на то, что они перестали соответствовать современному законодательству в области связи и строительства. Многие термины и определения в 113 приказе устарели и не стыкуются ни с текущим законодательством, ни с реалиями развития телекоммуникационной отрасли (например – "сооружение связи"). Что же касается собственно ввода в эксплуатацию, то 113 приказ требует наличия заключения Государственной экспертизы, институт которой теперь имеет отношение только к объектам капитального строительства. Вместо выдачи разрешения на эксплуатацию, о котором говорится в приказе, Роскомнадзор (РКН) участвует в приемочной комиссии и ставит подписи на акте КС-14.
Такая ситуация сложилась после неудачной попытки ввести в 2007 году институт регистрации сетей связи, включающий в себя, в том числе, разработку системных проектов и их негосударственную экспертизу. После законодательной отмены в 2010 году так и не заработавшей реформы оказалось, что законодательство в области строительства уже изменилось (в части требований к проектированию, государственной экспертизе, появления саморегулируемых организаций) и простой возврат к старым требованиям к вводу в эксплуатацию "сооружений связи" ввел всю систему в режим работы "де-факто".

Реальный процесс ввода в эксплуатацию узлов связи не соответствовал законодательным требованиям, в том числе 113 приказа. Кого-то это устраивало, в основном, потому, что порядок ввода в эксплуатацию был привычен и понятен; кого-то не устраивало, так как неузаконенный процесс увеличивает вероятность рисков, как временных, так и финансовых.
Попытки изменить приказ предпринимались с 2010 года, но по разным причинам они оставались безуспешными, пока этот документ не попал в план проведения экспертизы нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти Минэкономразвития в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.2011 № 633 "Об экспертизе нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти в целях выявления в них положений, необоснованно затрудняющих ведение предпринимательской и инвестиционной деятельности, и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации".
В конце 2013 года Минэкономразвития опубликовало заключение по итогам экспертизы 113 приказа, выводы которого гласили о наличии положений в данном приказе, необоснованно затрудняющих ведение предпринимательской и инвестиционной деятельности и необходимости в шестимесячный срок кардинального изменения текущих правил ввода в эксплуатацию сооружений связи, которое должно касаться всех основных положений: приведения в порядок понятийного аппарата, изменения порядка ввода, отмены экспертизы и многого другого.
И вот, с небольшим опозданием, 26 августа 2014 года был подписан приказ Минкомсвязи № 258 "Об утверждении Требований к порядку ввода сетей электросвязи в эксплуатацию" (далее – Требования).
Основные положения нового приказа
На самом деле, приказ был подписан в несколько ином виде, нежели мы его можем видеть сейчас. Уже на этапе регистрации приказа в Минюсте был внесен ряд правок, в частности, убирающих необходимость проводить экспертизу проектной документации во всех случаях, а также устанавливающих дату начала действия приказа – 1 января 2015 года.
Основное и главное нововведение приказа – уведомительный порядок ввода в эксплуатацию. Не менее важное изменение касается и предмета ввода в эксплуатацию: теперь это не сооружения связи, а сети связи или их фрагменты, причем состав вводимой в эксплуатацию сети электросвязи или ее фрагмента определяется самим оператором связи. Отправная точка начала оказания услуг связи – дата утверждения акта о вводе сети электросвязи (фрагмента сети электросвязи) в эксплуатацию (далее – Акт).
Алгоритм ввода в эксплуатацию в общих чертах показан на рисунке. Участие РКН во вводе в эксплуатацию требуется в случае, если сеть связи находится на территории нескольких субъектов, в части назначения территориального управления Роскомнадзора (ТУ РКН) головным по вводу сети электросвязи. А уже ТУ РКН должно участвовать в составе комиссии по вводу сети электросвязи (фрагмента сети электросвязи) в эксплуатацию, но только в ряде случаев (п. 8 Требований):
а) сети (фрагменты сети) междугородной и международной телефонной связи;
б) сети (фрагменты сети) фиксированной зоновой телефонной связи;
в) сети (фрагменты сети) местной телефонной связи проектной емкостью 3 000 номеров и выше;
г) сети (фрагменты сети) подвижной радиосвязи, за исключением базовых станций, ретрансляторов и контроллеров базовых станций сетей подвижной радиосвязи;
д) сети (фрагменты сети) подвижной радиотелефонной связи, за исключением базовых станций, ретрансляторов, контроллеров базовых станций сетей подвижной радиотелефонной связи и линий привязки этих элементов к транспортной сети подвижной радиотелефонной связи;
е) сети (фрагменты сети) подвижной спутниковой радиосвязи;
ж) сети (фрагменты сети) передачи данных проектной скоростью передачи данных с 10 Гбит/с и выше;
з) сети связи (фрагменты сети связи) для распространения программ телевизионного вещания и радио­вещания, за исключением распределительных систем кабельного телевизионного вещания проектной емкостью до 2500 абонентских подключений;
и) системы распределения программ телевидения (MMDS);
к) узлы обслуживания вызовов экстренных оперативных служб;
л) телевизионные и радиовещательные передающие станции всех типов мощностью 500 Вт и выше.
При вводе в эксплуатацию вышеперечисленных сетей обязательно необходимо разрабатывать полноценную проектную документацию. Для остальных сетей допускается использовать типовые проекты или заводские инструкции (техническую документацию производителя оборудования) и утвержденную оператором связи схему соединений и спецификацию сети электросвязи (фрагмента сети электросвязи), содержащие сведения о назначении, составе средств связи, условиях эксплуатации и технических характеристиках сети электросвязи (фрагмента сети электросвязи).
В результате работы комиссии подписывается Акт, после чего в течение 10 рабочих дней оператор связи обязан направить уведомление о вводе в эксплуатацию сети связи в ТУ РКН. Полный перечень документов, необходимых для уведомления РКН о начале работ по вводу в эксплуатацию сети связи, для предоставления в Комиссию, для уведомления о вводе в эксплуатацию можно найти, соответственно, в п.5, 10 и 16 Требований.
Прежде чем перейти к рассмотрению спорных и проблемных пунктов Требований, необходимо отметить еще один важный пункт этого документа. Данный приказ отменил действие не только 113 приказа, но и приказа Минкомсвязи от 06.11.2009 № 146 "Об утверждении Порядка представления операторами связи информации о технологических возможностях своих сетей связи, перспективах их развития, средствах и линиях связи, условиях оказания услуг связи, а также о применяемых тарифах и расчетных таксах" (далее – 146 приказ).
Вместо требований отмененного приказа в настоящих Требованиях введен п.3, в соответствии с которым операторы связи один раз в год, не позднее 1 марта, представляют в Россвязь информацию о технологических возможностях сетей связи, перспективах их развития, средствах и линиях связи по состоянию на 31 декабря истекшего календарного года. Перечень предоставляемой информации приведен в Приложении 1 Требований. Данный перечень мало отличается от перечня, описанного в 146 приказе. Но если процесс предоставления информации в соответствии со 146 приказом слабо контролировался, а сама информация не особо проверялась, то сейчас за счет того, что Россвязь обязана обеспечить доступ к этой информации Минкомсвязи, РКН и другим службам с использованием системы межведомственного электронного взаимодействия, подразу­мевается, что процесс будет "поставлен на рельсы". Операторам связи, никогда не предоставлявшим такую информацию, уже сейчас необходимо ее подготавливать для отправки в Россвязь.
Проблемы и вопросы без ответа
Новые требования несомненно упрощают жизнь операторам связи, но существует ряд моментов, которые остаются нерешенными или проблематичными. Рассмотрим некоторые из них.
Требования к проектной документации и отмена экспертизы. В связи с тем, что в ряде случаев, упомянутых ранее, требуется разрабатывать полноценную проектную документацию, возникает справедливый вопрос: а как ее разрабатывать и есть ли требования к такой документации? Но действующих требований к отраслевому проектированию нет, несмотря на то, что Минкомсвязи имеет право разрабатывать требования к отраслевому проектированию (в соответствии со ст.12 закона "О связи”). Раньше проектировщикам приходилось либо приспосабливать требования к проектированию объектов капитального строительства, либо пользоваться уже отмененными нормативами (например, делать рабочий проект). Причем "третейским судьей" выступала экспертиза ФГБУ Центр МИР ИТ. ТУ РКН, имея на руках заключение этой экспертизы, не проверяло проектную документацию подробно. Теперь с проектной документацией придется разбираться самим сотрудникам ТУ РКН в условиях отсутствия требований к проектированию и запутанной системы правил построения сетей, лицензионных требований при оказании услуг связи и правил применения оборудования. Особенно остро вопрос стоит в том случае, когда проект касается обработки и передачи голосовой информации в любом виде.
При нарушении, например, правил построения сети и правил применения оборудования, в случае когда представитель ТУ РКН участвует в приемочной комиссии, у него есть время (теоретически) разобраться в проектной документации и направить мотивированное заключение с обоснованием невозможности принятия в эксплуатацию сети связи (фрагмента). В случае же когда представитель ТУ РКН не участвует в приемочной комиссии, он на этапе ввода в эксплуатацию никаким образом не может выявить такого рода нарушения. Хотя стоит отметить, что применительно к сетям связи, в вводе в эксплуатацию которых не принимает участие РКН, нарушения подобного рода встречаются гораздо реже, так как правила их построения и правила применения используемого в них оборудования гораздо проще. И как упоминалось ранее, для таких сетей также не требуется разработка полноценной документации, а только лишь типовых решений.
Для решения данного вопроса Минкомсвязи стоит как можно скорее разработать требования к проектированию, причем не только для проектной документации, но и для типовых проектов и других документов, упомянутых в п.10 Требований. Хотя вопрос загруженности представителей ТУ РКН проверками проектной документации это решит только отчасти.
Неопределенность некоторых понятий, процедур и документов. Несмотря на то, что в отличие от 113 приказа практически все определения и понятия, используемые в Требованиях, соответствуют современному законодательству, ряд неопределенностей все же есть.
Например, в перечне сетей электросвязи, при вводе в эксплуатацию которых требуется участие представителя РКН, присутствуют сети передачи данных с проектной скоростью передачи данных 10 Гбит/с и выше. Не до конца понятно, что же означает эта проектная скорость и какие сети имеются в виду. Если транспортные – это наличие портов 10GE в кольце? Если ШПД – это наличие портов 10GE на вышестоящий уровень ядра или это рассчитанная суммарная нагрузка, создаваемая абонентами вверх/вниз? А если я установлю порт 10GE на будущее, а на сети такой нагрузки нет, попадает такая сеть под этот пункт? Ну и так далее. Этот пункт точно требует пояснения для снятия разночтений в разных ТУ РКН.
Еще можно привести пример в части предоставляемых на комиссию документов, касающихся СОРМ. Среди них упоминается некое письменное подтверждение выполнения оператором связи утвержденного плана мероприятий СОРМ, подписанное руководителем территориального управления федеральной службы безопасности. Это требование не совсем соответствует "Правилам взаимодействия операторов связи с уполномоченными государственными органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность", утвержденным Постановлением Правительства РФ от 27.08.2005 № 538, и также нуждается в некоторых разъяснениях.
Еще одну неопределенность можно обнаружить в процессе ввода в эксплуатацию сети связи, находящейся на территории нескольких субъектов Российской Федерации. Так, не определен срок назначения руководителем Роскомнадзора или лицом, исполняющим его обязанности, ТУ РКН головным по вводу такой сети электросвязи в эксплуатацию. Хотя одним из важных пунктов рекомендаций в заключении Минэкономразвития по 113 приказу было установление всех сроков, касающихся ввода в эксплуатацию.
Ну и последним пунктом, хотя не последним по важности, стоит разобрать значение фразы в п.1 Требований: "Настоящие Требования не распространяются на ввод в эксплуатацию физических цепей и сооружений связи, включая линейно-кабельные сооружения связи". Со второй частью предложения все понятно: сооружения связи, в том числе линейно-кабельные сооружения как объекты инженерной инфраструктуры, созданные или приспособленные для размещения средств связи и кабелей связи, представляют собой объекты капитального строительства и вводятся в эксплуатацию в соответствии с положениями Градостроительного кодекса и его подзаконных актов. Однако не до конца понятно, почему упомянуты физические цепи. С одной стороны, это, действительно, не сеть связи, и Требования на них не распространяются. С другой – сеть связи в соответствии с ФЗ "О связи" включает в себя линии связи, которые в свою очередь включают физические цепи. Конечно же, сдавать в эксплуатацию отдельно оптические кабели нелогично, так как на них невозможно оказывать услуги связи. Но что делать операторам, которые не строят полноценные сети связи, а оказывают услуги по предоставлению каналов путем строительства линий связи (так называемых транспортных систем передачи)? Таким образом, из-под контроля надзорных органов выпадает целый пласт транспортных "сетей". В части этого вопроса также требуется ряд уточнений или пояснений.
В заключение хотелось бы еще раз отметить, что несмотря на описанные выше проблемы, вступление в силу данных Требований – это несомненный шаг в развитии нормативно-правового регулирования в области связи. Автор надеется, что дальнейшие шаги по изменению отраслевого законодательства будут направлены на обеспечение целостности, устойчивости функционирования и безопасности сети связи общего пользования и, соответственно, на улучшение качества оказываемых услуг связи. ▪
 
 Отзывы читателей
Разработка: студия Green Art