Выпуск #2/2015
И.Васильев, А.Штин, М.Мухамедзянов, В.Лядский
Профессиональная переподготовка - надежный путь роста инженера связи
Профессиональная переподготовка - надежный путь роста инженера связи
Просмотры: 2784
Знания в сфере телекоммуникаций удваиваются каждые пять лет. На первый план выходит профессиональная переподготовка.
Ушел в прошлое стереотип рынка труда прошлого века (полученное в юности высшее образование – "поплавок" для успешности на всю оставшуюся жизнь) – ведущие рекрутинговые компании рекомендуют каждые четыре-пять лет, если не происходит продвижение работника по карьерной лестнице, менять профиль деятельности и, чтобы не застаиваться, овладевать смежной специальностью. В этих условиях кардинально возрастает роль профессиональной переподготовки специалистов, которой Академия корпоративного образования (АКО) Уральского государственного университета путей сообщения (УрГУПС) уделяет особое внимание.
Изменения отразились и в законодательных правовых нормах и терминологии. Так, в соответствии с Федеральным законом от 02.07.2013 № 185-ФЗ, ранее используемые термины "профессиональная подготовка", "переподготовка и повышение квалификации" заменены единым термином "профессиональное обучение и получение дополнительного профессионального образования".
В связи с введением новых нормативных требований к дополнительным профессиональным программам (ДПП) изменилась структура программы АКО УрГУПС. Это дало возможность сделать ДПП модульными (состоящими из нескольких модулей, дисциплин), то есть универсальными. При этом содержание программ должно учитывать профессиональные стандарты, квалификационные требования, указанные в квалификационных справочниках по соответствующим должностям, профессиям и специальностям или квалификационные требования к профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей.
Основная особенность модульных ДПП – создание интересной информационной программы в соответствии с уровнем квалификации персонала; адаптация всех образовательных программ под требования конкретного заказчика, что подразумевает согласование учебной программы; возможность рассмотрения кандидатур преподавателей (анкеты); проведение занятий в удобном для заказчика формате и месте. Результат – оказание образовательных услуг, отвечающих всем потребностям заказчика; достижение максимальной эффективности обучения.
Модуль ДПП (см. рисунок) – это относительно самостоятельная часть программы, в которой представлена значительная по объему теоретическая и практическая информация по одному из разделов программы. Каждый модуль разбит на темы. Перечень дисциплин внутри модулей, их объем в часах, соотношение аудиторной и внеаудиторной нагрузки не регламентируются, не унифицируются, а мотивируются в каждом конкретном случае. Модуль имеет определенную логическую завершенность по отношению к установленным целям и результатам обучения.
Тема модуля программы – минимальный элемент, в котором представлена теоретическая и практическая информация по какой-то его части – имеет нумерацию, состоящую из номера модуля и номера темы в модуле. Каждая тема имеет содержание, в котором отражается узкопрофессиональная информация, конкретное умение или навык, тот или иной теоретический вопрос. Минимальный срок освоения темы – два часа; максимальный срок обучения по программе повышения квалификации определяется заказчиком, но должен быть не менее 16 ч. Минимальный срок освоения программ профессиональной переподготовки – не менее 250 ч (требования приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 01.07.2013 № 499).
Комбинируя темы, можно создавать различные рабочие программы дополнительного профессионального образования с учетом категории слушателей. Модульная образовательная программа – это совокупность и последовательность модулей, направленная на овладение определенными компетенциями, необходимыми для присвоения квалификации. Рабочая программа должна, как минимум, состоять из учебно-тематического плана рабочей программы и календарного учебного графика.
В учебно-тематическом плане должны содержаться такие позиции, как категория слушателей, форма обучения, трудоемкость, срок освоения, режим занятий, перечень тем модулей ДПП с указанием числа часов и видов занятий, форма аттестации. Календарный учебный график составляется в зависимости от формы обучения, трудоемкости и сроков освоения на каждый рабочий день занятий. В соответствии с законом "Об образовании в Российской Федерации" слушателям выдается документ о квалификации – удостоверение и/или сертификат при продолжительности обучения до 250 ч, диплом при продолжительности обучения не менее 250 ч (курс профессиональной переподготовки) установленного образца.
На основании этих положений в АКО УрГУПС разработаны модульные программы профессиональной переподготовки по нескольким образовательным программам. Например, уже пять лет реализуется профессиональная переподготовка инженеров-строителей (направление "Промышленное и гражданское строительство"). С учетом накопленного по данной программе методического опыта и многолетнего опыта выпуска инженеров на кафедре связи УрГУПС, а также опыта профессиональной переподготовки ведущих телекоммуникационных вузов страны (СибГУТИ, СПбГУТ и др.), нами разработана и реализуется программа профессиональной переподготовки по направлению "Информационные системы и технологии связи".
Обучение реализуется в течение учебного года в четырех семестрах по два месяца каждый, производственной практике и выполнении аттестационной работы. Подготовка носит модульный характер. Объем и содержание каждого модуля согласуется с организацией-заказчиком и/или с обучаемыми. Если слушатель ранее повышал квалификацию и проходил аттестацию в вузах Российской Федерации за последние два года, то часть курса может быть зачтена. Каждый семестр начинается двухнедельной сессией, в ходе которой слушателям читаются установочные лекции теоретического курса, проводятся практические и лабораторные занятия, представляются контрольные работы, сдаются зачеты и экзамены. В течение семестра (как правило, в выходные дни и в вечернее время в будние дни) в соответствии с графиком преподаватели проводят консультации по предметам.
Описанные в статье подходы к обучению специалистов телекоммуникационной сферы повышают качество персонала и значительно расширяют категории слушателей. ▪
Изменения отразились и в законодательных правовых нормах и терминологии. Так, в соответствии с Федеральным законом от 02.07.2013 № 185-ФЗ, ранее используемые термины "профессиональная подготовка", "переподготовка и повышение квалификации" заменены единым термином "профессиональное обучение и получение дополнительного профессионального образования".
В связи с введением новых нормативных требований к дополнительным профессиональным программам (ДПП) изменилась структура программы АКО УрГУПС. Это дало возможность сделать ДПП модульными (состоящими из нескольких модулей, дисциплин), то есть универсальными. При этом содержание программ должно учитывать профессиональные стандарты, квалификационные требования, указанные в квалификационных справочниках по соответствующим должностям, профессиям и специальностям или квалификационные требования к профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей.
Основная особенность модульных ДПП – создание интересной информационной программы в соответствии с уровнем квалификации персонала; адаптация всех образовательных программ под требования конкретного заказчика, что подразумевает согласование учебной программы; возможность рассмотрения кандидатур преподавателей (анкеты); проведение занятий в удобном для заказчика формате и месте. Результат – оказание образовательных услуг, отвечающих всем потребностям заказчика; достижение максимальной эффективности обучения.
Модуль ДПП (см. рисунок) – это относительно самостоятельная часть программы, в которой представлена значительная по объему теоретическая и практическая информация по одному из разделов программы. Каждый модуль разбит на темы. Перечень дисциплин внутри модулей, их объем в часах, соотношение аудиторной и внеаудиторной нагрузки не регламентируются, не унифицируются, а мотивируются в каждом конкретном случае. Модуль имеет определенную логическую завершенность по отношению к установленным целям и результатам обучения.
Тема модуля программы – минимальный элемент, в котором представлена теоретическая и практическая информация по какой-то его части – имеет нумерацию, состоящую из номера модуля и номера темы в модуле. Каждая тема имеет содержание, в котором отражается узкопрофессиональная информация, конкретное умение или навык, тот или иной теоретический вопрос. Минимальный срок освоения темы – два часа; максимальный срок обучения по программе повышения квалификации определяется заказчиком, но должен быть не менее 16 ч. Минимальный срок освоения программ профессиональной переподготовки – не менее 250 ч (требования приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 01.07.2013 № 499).
Комбинируя темы, можно создавать различные рабочие программы дополнительного профессионального образования с учетом категории слушателей. Модульная образовательная программа – это совокупность и последовательность модулей, направленная на овладение определенными компетенциями, необходимыми для присвоения квалификации. Рабочая программа должна, как минимум, состоять из учебно-тематического плана рабочей программы и календарного учебного графика.
В учебно-тематическом плане должны содержаться такие позиции, как категория слушателей, форма обучения, трудоемкость, срок освоения, режим занятий, перечень тем модулей ДПП с указанием числа часов и видов занятий, форма аттестации. Календарный учебный график составляется в зависимости от формы обучения, трудоемкости и сроков освоения на каждый рабочий день занятий. В соответствии с законом "Об образовании в Российской Федерации" слушателям выдается документ о квалификации – удостоверение и/или сертификат при продолжительности обучения до 250 ч, диплом при продолжительности обучения не менее 250 ч (курс профессиональной переподготовки) установленного образца.
На основании этих положений в АКО УрГУПС разработаны модульные программы профессиональной переподготовки по нескольким образовательным программам. Например, уже пять лет реализуется профессиональная переподготовка инженеров-строителей (направление "Промышленное и гражданское строительство"). С учетом накопленного по данной программе методического опыта и многолетнего опыта выпуска инженеров на кафедре связи УрГУПС, а также опыта профессиональной переподготовки ведущих телекоммуникационных вузов страны (СибГУТИ, СПбГУТ и др.), нами разработана и реализуется программа профессиональной переподготовки по направлению "Информационные системы и технологии связи".
Обучение реализуется в течение учебного года в четырех семестрах по два месяца каждый, производственной практике и выполнении аттестационной работы. Подготовка носит модульный характер. Объем и содержание каждого модуля согласуется с организацией-заказчиком и/или с обучаемыми. Если слушатель ранее повышал квалификацию и проходил аттестацию в вузах Российской Федерации за последние два года, то часть курса может быть зачтена. Каждый семестр начинается двухнедельной сессией, в ходе которой слушателям читаются установочные лекции теоретического курса, проводятся практические и лабораторные занятия, представляются контрольные работы, сдаются зачеты и экзамены. В течение семестра (как правило, в выходные дни и в вечернее время в будние дни) в соответствии с графиком преподаватели проводят консультации по предметам.
Описанные в статье подходы к обучению специалистов телекоммуникационной сферы повышают качество персонала и значительно расширяют категории слушателей. ▪
Отзывы читателей