Выпуск #5/2015
В.Шульцева
Цифровая экономика Китая: вторая волна ассимиляции – не вширь, а вглубь! Часть 2
Цифровая экономика Китая: вторая волна ассимиляции – не вширь, а вглубь! Часть 2
Просмотры: 2896
Эффективность производства и рост качества жизни – два вектора новой модели китайской экономики. Страна сосредотачивается на обустройстве собственной территории. Один из главных "инструментов" преображения страны – сектор ИКТ-индустрии
Теги: china economy экономика китая
Не бойтесь расти медленно,
бойтесь оставаться неизменными
(китайская пословица)
Китайский эксклюзив
Экономический рост Китая снижается уже пять лет подряд. В 2014 году он достиг минимума за последнюю четверть века. Эксперты из когорты пессимистов трактуют потерю скорости, как следствие "эффекта велосипедиста", иными словами – разбалансировка, крах и тупик. Руководство КНР, напротив, декларативно и образно утверждает, что умеренное регулирование невысокого роста – не "конец света" для китайской экономики, а "захватывающее начало". В марте этого года Госсовет обнародовал план – десятилетку, нацеленную на реиндустриализацию страны – "Made in China 2025". Такого рода план развития принимается в Китае впервые. Его главная задача – стать мировой державой с полным циклом промышленного производства, от фундаментальных исследований и ОКР до массового репродуцирования собственных инновационных продуктов.
Сегодня Поднебесная, как и все мировые гранды, видит будущее в "реиндустриализации", иными словами, строительстве "умной экономики". Премьер Ли Кэцян по этому поводу особо подчеркивает, что китайская экономика должна расти стабильно, масштабно, используя "две руки" – правительство и рынок – как "двуединый двигатель". Так, рынок должен играть решающую роль в распределении ресурсов, а правительство соответственно выполнять традиционные функции, гибко адаптированные под новые условия. Китайские лидеры провозглашают эру "новой нормы" в формирующейся национальной экономике, готовясь к переходу страны к менее быстрому, но более качественному росту. "Новое нормальное состояние" предполагает иные моторы развития. Среди них одним из приоритетных выбран "воздушный поток Internet+", а следовательно, "ключ в эту волшебную страну – высокие технологии (читай ИКТ!) в их безостановочном развитии". Однако, как говорит китайская мудрость, "чтобы приоткрыть дверь в будущее, благородному господину полезно оценить свои силы и возможности".
Сильные стороны инфокоммуникационной индустрии
В активе наработан достойный потенциал технологий. Сегодня страна особенно гордится инновационными успехами в производстве электронно-вычислительной техники для авиакосмической промышленности и ИТ-решений для медицины.
Рынок Китая имеет собственные аналоги американских гигантов – это и крупнейшая телекоммуникационная компания Tencent, и поисковик Baidu, и аналог Twitter — Weibo, и мессенджеры QQ и WeChat, и гигантский интернет-магазин Alibaba с платежной системой Alipay, и Xiaomi Tech со своей версией Android, полностью независимой от Google. Из страны постепенно вытесняются гранды мирового рынка – Cisco Systems Inc., Apple Inc., Intel, McAfee, HP и Citrix Systems.
ИКТ-индустрия – мировой чемпион по экспорту. По данным ЮНКТАД, к 2013 году объем китайской продукции "на вывоз" достиг 769 млрд. долл. США, а это 43% мирового его объема и 3% китайского ВВП! В 2005 году Поднебесная опередила США, а сегодня ее продажи уже в шесть раз выше американских. За истекшие 18 лет объем экспортируемых КНР "товаров" ИКТ вырос более чем в 16 раз! В итоге – 10 лет лидерства!
По мнению зарубежных экспертов, КНР сегодня – единственное государство, способное построить отечественный интернет. В этом году анонсировано создание собственной операционной системы. Дорабатываются основные элементы сетевой архитектуры, с цензурой проблем немало, но они решаемы. Запуск национальной платежной системы CIPS анонсирован на осень этого года.
Китай стремится к полной ИКТ–независимости, ибо информационная безопасность сегодня рассматривается не менее серьезно, чем ядерная угроза. В конце 2014 года был принят закон, согласно которому все иностранные компании, желающие поставлять ИТ-решения на китайский рынок, обязаны раскрыть исходный код своих проприетарных продуктов и быть готовыми к их тщательным проверкам. Пока сделан лишь первый шаг и только в направлении финансовых организаций и госучреждений. Страна работает над созданием индустрии, на 100% неуязвимой от несанкционированного доступа.
"Черные дыры" или "белые пятна"?
И в то же время на площадке ИКТ-строительства Поднебесной – не без проблем, "резервов" роста более чем достаточно. В свете поставленных грандиозных задач, состояние национальной ИКТ-индустрии с позиции руководства страны более чем неудовлетворительно – "без идей, глубоких основ и жизненной силы" (Центральное телевидение Китая, 15 мая 2015 года). Диагноз серьезный в китайской "каллиграфии". Это и суровый наказ, и жесткое предупреждение отрасли, которой отведена решающая роль грядущей реконструкции экономики страны, приносящей сейчас около 6% ВВП.
Обеспокоенность правительства разделяют и известные китайские и зарубежные эксперты. По мнению заместителя министра промышленности и информационных технологий Мао Вэймина, Китаю необходимо срочно формировать собственную инновационную промышленность по производству основных элементов производственной базы в области ИКТ, поскольку это позволит не только избавиться от импортной зависимости в сфере ключевых технологий, но и повысить национальные стандарты производства.
"Чтобы стать мировым лидером, технологический уровень ИКТ-индустрии должен прежде всего удовлетворить внутренний спрос, – считает профессор Китайской академии инженерных наук Чжу Гаофэн. – Китай должен вернуть свою жизненную силу, а для этого необходима более мощная поддержка отечественных производителей". (NB! Генерируемый Поднебесной поток экспорта более чем в два раза превышает объемы производства ИКТ-товаров для внутреннего использования. – Прим.В.Ш.).
Мяо Вэй, министр промышленности и информатизации КНР, с сожалением констатирует, что "несмотря на большое количество способных людей и преуспевающих крупных компаний, Китай не имеет транснациональных высокотехнологичных конкурентоспособных корпораций, которыми можно гордиться".
"Китай имеет несколько весьма инновационных компаний, особенно в сфере телекоммуникаций и потребительской электроники, таких как Huawei и Lenovo, но большинство из них фокусируют внимание на технологических и производственных улучшениях, а не на революционных инновациях", – резюмирует руководство китайского отделения Азиатского Банка Развития.
О несомненном отставании китайской индустрии от ведущих стран мира свидетельствуют и некоторые другие "макро-индикаторы". Так, общеизвестно, что инновационный потенциал государства во многом зависит от того, сколько оно тратит на информационные технологии. Поэтому уровень ИКТ–расходов, приходящийся на душу населения (индекс инфовооруженности общества), сегодня в Поднебесной невысок – 230 евро. Это существенно больше, чем в Индии (43 евро), но пока меньше, чем в России (370 евро) и тем более в Бразилии (603 евро). Однако ни в одной другой стране БРИК данный показатель не растет столь высокими темпами, как в Китае. В прошлом году он увеличился на 15%, тогда как в Бразилии, к примеру, на 7%. В то же время этот индикатор ниже, чем в США, почти в 11 раз; в Англии, Германии и ЕС-27 соответственно – в 8,3, 6,5 и 5,1 раза.
Отставание Поднебесной также наблюдается и в структуре расходов на ИКТ-продукт. Сегодня чем страна более продвинута в области высоких технологий, тем выше показатель затрат на ИТ-решения. В КНР доминирует Телеком (78%), в России – почти "фифти-фифти" (рис.1).
В мировом контексте исследователи отводят Китаю лишь 80-е место по инфраструктурным параметрам. Отмечается несбалансированность экономики, низкий уровень производительности труда, качества рабочей силы по параметрам ИКТ-навыков и грамотности, дефицит высококвалифицированных специалистов (впрочем, сегодня это общемировой тренд!) и, разумеется, высокая степень монополизации индустрии, особенно на поле телекоммуникаций.
"Обогнать мир на вираже"
В рассматриваемой перспективе китайские эксперты отрасли считают, что страна способна "обогнать мир на вираже", "занять командные высоты" на инновационном поле ИКТ, а в промышленности достигнуть уровня "Industry 4.0".
Инфокоммуникации сегодня – "взрывное" направление технического прогресса. Автаркия в неиссякаемом потоке мировых новаторских решений абсолютно деструктивна. Поднебесная в настоящее время известна как мощный игрок в производстве аппаратных средств и уступает лишь в разработках программного обеспечения и дизайна (возможно, ввиду культурных особенностей социума). Поэтому китайские компании планируют и далее укреплять и расширять международное научно-производственное сотрудничество на магистралях технологического мейнстрима, в том числе при сотрудничестве и с российскими разработчиками ПО (область, где мы пока достаточно сильны). Что же намерен сделать Китай, чтобы форсировать переход к более инновационной экономике? Пока просматриваются несколько волевых и практических решений со стороны правительства по хозяйству в целом и в сфере ИКТ не в последнюю очередь.
Во-первых, образование, ибо "семена для инноваций высевают рано". Успех любой развитой экономики без исключения основан на сильной и хорошо финансируемой системе обучения. Базовое образование закладывает основу на всех уровнях деятельности. Оно должно "убедительно" финансироваться и быть доступным для всех регионов и социальных групп.
Китай в настоящее время тратит 4% ВВП на образование, что ниже чем в других странах со средним уровнем дохода. Передовые страны на эти цели тратят от 5 до 7% ВВП. Педагогические подходы закладывают основы инновационного мышления. Китай планирует перейти от механического и экзаменационно-ориентированного обучения к личностно-ориентированному, нацеленному на решение проблем и процесс творчества. "Лидеры мировой экономики демонстрируют высокие стандарты высшего образования, независимы и располагают хорошими ресурсами, – считают эксперты ОЭСР. – Система высшего образования Китая быстро расширяется, но рост ее "качества" пока отстает от желаемого уровня. Тут и география, и огромное население. В стране по-прежнему относительно мало университетов топ-уровня".
В целом, страна добилась огромного прогресса в становлении национальной системы обучения, и есть несомненные примеры превосходных результатов (например, шанхайские высшие учебные заведения). В то же время для того, чтобы распространить высокое качество базового образования на всей территории страны, в том числе в бедных и отдаленных районах, расходы, по мнению экспертов, необходимо существенным образом увеличить.
Во-вторых, инновационные экономики тратят немалые деньги на исследования и разработки (R&D). Китай в 2006 году принял серьезную полномасштабную программу развития науки – от фундаментальных исследований до прикладных, декларировав долю расходов на эти цели в размере 2,2% от ВВП к 2015 году. Это выше чем планировали европейские страны (2%), но ниже чем в Сингапуре (2,3%) или Южной Корее (4%). Программа пока "пробуксовывает".
Инфокоммуникации – особая история. Ситуация на этой поляне, с позиции руководства и страны, и отрасли, требует "немедленного передела". Так, затраты КНР на НИОКР в области информационных и коммуникационных технологий составляют менее 10% китайского общенационального пула. В передовых странах эта доля варьируется в границах от 25 до 50%. Большая часть НИОКР в Китае проводится государственными научно-исследовательскими учреждениями и предприятиями. Вклад частных компаний в масштабах отрасли явно недостаточен. Итог для рынка очевиден: связь "наука-производство" – слабая! Передовые компании сейчас планируется преобразовать в центры инноваций. Национальные гиганты ИКТ – Huawei, Lenovo, ZTE, Xiaomi, Inspur – пока в основном заточены на доработку и совершенствование инноваций. Сегодня они объявляют "перезагрузку стратегии – курс на ПРОРЫВ!"
В-третьих, инновационные компании нуждаются в активной поддержке как финансового сектора, так и политической среды. Новаторство чаще всего – привилегия частного сектора. Политика, стимулы, иными словами поощрение предпринимательского климата – непременное условие успеха. В стране малые и средние предприятия ИКТ производят 65% запатентованных изобретений и 80% инновационной продукции. Но они не имеют достаточного доступа к кредитам и в значительной степени полагаются на неформальное финансирование. Ограниченный доступ к капиталу, в свою очередь, перекрывает дорогу к новым знаниям, навыкам и технологиям. Стимулирование банков к кредитованию малых и средних предприятий и обеспечение политики поддержки предпринимательства, как ожидают, придаст им динамики. Государство предлагает рынку найти эффективные варианты финансирования инновационных компаний. Следует отметить, что нынешнее руководство предприняло важные меры для открытия финансового сектора и ограничения теневой банковской системы. Но необходимо сделать еще больше. Дальнейшая либерализация финансового сектора и рынков капитала, как диктует мировой опыт, расширит доступ компаний к финансированию при одновременном снижении стоимости кредитования. Более "глубокие" рынки капитала в новых условиях, как ожидается, активизируют приток прямых и венчурных инвестиции, что, в свою очередь, увеличит финансирование инновационных компаний.
В-четвертых, государство планирует продолжить стимулирование инноваций путем дальнейшего совершенствования налогового инструментария для hi-tech индустрии. В целом сегодня китайская политика на этом направлении достаточно либеральна и последовательна. Некоторые ее характеристики:
корпоративный налог на прибыль для высокотехнологичных компаний с начала 2008 года снижен с 25 до 15%. Статус высокотехнологичной – "HNTE" – присваивается компаниям, имеющим как минимум один патент, зарегистрированный в Китае, и входящим в правительственный список восьми инновационных направлений деятельности: электроника и информационные технологии, биология и фармацевтика, авиационные и аэрокосмические технологии, новые материалы, инновационные сервисы, энергетика, защита окружающей среды, высокие технологии для традиционных отраслей промышленности; "ревизия" статуса компаний производится каждые три года. Кроме того, число технических специалистов в такой компании должно как минимум составлять 30% от общего количества занятых, а НИОКР должны заниматься не менее 10% сотрудников. Регламентируются и расходы на НИОКР. Они не могут быть ниже 6% от годового дохода для компаний с оборотом менее 50 млн. юаней, 4% – для компаний с оборотом 50–200 млн. юаней и 3% – для компаний с оборотом более 200 млн. юаней. При этом как минимум 60% средств на НИОКР должны расходоваться именно в КНР и 60% доходов должны поступать от высокотехнологичной деятельности;
компании HNTE освобождаются от налогов на часть своей прибыли в размере 150% затрат на НИОКР (супервычет);
иностранные ИТ-компании, работающие на территории КНР, в первые два года полностью освобождаются от уплаты налога на прибыль, а в последующие – наполовину (15% вместо 30%). Предусмотрен также возврат НДС (реальный НДС для ИТ-компаний составляет 3%). Положение действует до 2017 года;
софтверные компании, а также предприятия по производству микросхем полностью освобождаются от корпоративного налога в первые два года своей деятельности, а следующие три года платят 50% налога. Некоторые производители микросхем, капитальные затраты которых превышают 8 млрд. юаней, имеют нулевой налог в течение пяти лет, а в следующие пять лет – половинную ставку этого налога;
не облагается налогом и трансфер технологий, если сумма сделок не превышает 5 млн. юаней. Если сумма трансфера выше, вступает в силу корпоративный налог 50% (трансфером является, например, выдача патентообладателем лицензий на использование данной технологии другими фирмами и др., всего выделено шесть типов трансфера);
при ввозе оборудования для НИОКР применяются специальные таможенные пошлины, и покупатель освобождается от НДС;
продолжается программа по снижению налогового бремени с малого и среднего бизнеса, а также микропредприятий, работающих в сфере инноваций. Так, с 1 января 2015 года в КНР увеличено число компаний, выплачивающих налог лишь с 50% прибыли, кроме того возросло количество предприятий с выплатами по налогу на прибыль в объеме до 200 тыс. юаней включительно в год. Для них ставка снижена до 20%. Постановление действует по 31 декабря 2017 года.
И, в-пятых, немаловажным фактором влияния на развитие ИКТ-отрасли в Китае стала активная работа государства по линии репатриации "золотого фонда" специалистов и включения их в национальную "инфогвардию". Успех налицо! Ежегодно в Китай возвращаются более 350 тыс. профессионалов высокого класса из США и Европы. В этой связи уместно отметить, что утечка российских "яйцеголовых" продолжается, а действенных мер, направленных на слом тренда, со стороны государства нет. Репатриация есть, но она имеет частный характер: ИКТ-компании часто сами "перекупают" бывшего соотечественника у западных конкурентов.
Государство не только обещает поддержать индустрию по всему спектру перечисленных проблем, но уже достаточно оперативно действует.
В числе первоочередных задач власти Китая объявили о начале грандиозной программы модернизации интернет-структур в Поднебесной. Правительство планирует инвестировать в течение ближайших двух с половиной лет 182 млрд. долл. США в оптоволоконные магистрали и сети уровня 4G по всей территории республики. Из них 69,3 млрд. будет выделено до конца этого года, а еще 112,8 млрд. – "влито" до конца 2017 года. Официальные представители власти Китая утверждают, что уже к 2017 году 100-мегабитными оптоволоконными сетями будут обеспечены не только города, но и более 80% китайских деревень. Также во всех городах и деревнях будет обеспечен доступ к 4G-сетям на скорости до 30 Мбит/с.
Масштабная реформа должна положить конец перепадам в скорости национального Интернета Китая. Считается, что эти "подтормаживания" вызваны системой мониторинга, известной как "Великий Китайский фаервол" или "Золотой щит". Проект был сдан в эксплуатацию в 2003 году и представляет собой систему серверов на интернет-канале между провайдерами и международными сетями передачи, которая фильтрует информацию.
Важно отметить, что Китай умеет быстро реагировать на поставленные задачи. К примеру, в марте председатель Госсовета КНР отметил низкую скорость интернета и высокие тарифы на ШПД-доступ. Спустя месяц гиганты телекоммуникационного бизнеса – China Mobile, China Unicom и China Telecom – не только выразили готовность до конца этого года увеличить скорость и снизить тарифы на мобильный интернет в границах 35–40% (в полном соответствии с "рекомендациями" правительства), но и уже активно приступили к исполнению. Не стоит забывать, что современный Китай известен не только экономическими успехами, но и строгостью в администрировании.
Цифровой апгрейд
Самый горячий вектор – цифровой штурм, активное строительство интернет-экономики. Заявленный на весенней сессии Всекитайского Собрания Народных Представителей (ВСНП) (в рамках 3-ей программы экономического развития) проект "Интернет+" ориентирован на построение к 2049 году – 100-летнему юбилею КНР – информационного общества. Интернет сегодня на уровне правительства именуется "спасителем экономики". Очевидно, что без тотальной информатизации не может быть и модернизации. Впереди, по мнению руководства КНР, "только" три шага (каждый длинной в 10 лет напряженного труда) до воплощения "китайской мечты". Премьер Госсовета КНР предупреждает: "Реформа обязательно затронет определенные группы интересов. Мы стремимся не просто "состричь ногти", а "отрезать целое запястье". Однако какой бы сильной ни была эта боль, мы намерены довести процесс до конца!". За эти годы Поднебесная намерена стать инновационной супердержавой – лидером мировой экономики. Навсегда сменить ярлык "сделано в Китае" на почетный "создано в Китае", к известной "китайской скорости" добавить знак "китайского стандарта качества", "китайскую рабочую силу сделать дорогой", наконец, превратить страну из мировой фабрики в планетарную лабораторию. Цель амбициозна, грандиозна, но не фантастична. Пример тому – ошеломительные победы ИКТ-строительства (за тот же срок и почти с нуля).
Заявленное правительством переформатирование экономики обязывает ИКТ-индустрию интенсифицировать информатизацию прежде всего трех сфер – промышленности, финансов и торговли. В течение 2015–2025 годов планируется сосредоточить усилия на цифровом апгрейде национальной промышленности, финансовой сферы и торговли (от дорожной карты, проектно-конструкторских работ до ввода в эксплуатацию). Ключевым считается проект реализации "умного" производства.
Промышленная оснастка Поднебесной, по мнению руководства страны, желает много лучшего. По современным критериям она с трудом вписывается во второй уклад. В то же время США и недавно Германия объявили о начале новой промышленной революции – четвертом укладе "Industry 4.0", – что предполагает интеллектуализацию и роботизацию не только самих процессов изготовления "товаров", но и оснащение их интеллектом. Как известно, сегодня высокотехнологичные страны вступили в гонку за лучший образец "умного" автомобиля. И Китай не последний в списке инноваторов. Высокий спрос со стороны промышленности на ИКТ-технологии – это и новые рабочие места. Установлено, что одно рабочее место на поле hi-tech в грамотно построенном процессе дает 3(!) в смежных отраслях. По оценкам аналитиков, творческое выполнение поставленных задач к 2025 году в названных отраслях может обеспечить рост производительности труда до 22% и добавить к годовому ВВП не менее 2,3 трлн. долл. И если сегодня вклад интернет-экономики составляет лишь 3,3% ВВП, то за десятилетие он возрастет до 10–16%.
Учитывая сказанное, Китай в следующей десятилетке направит максимум усилий на обустройство своей страны, а, следовательно, на информатизацию хозяйства не поскупится. Аналитики прогнозируют небывало высокие темпы глубокой диффузии ИКТ в ткань производства всех отраслей интернет-экономики (рис.2).
Вместо заключения
Сегодня Китай находится в двойственной ситуации: как традиционный реципиент технологий он заинтересован в их максимальной доступности, но как потенциальный донор – вынужден задумываться о защите своих прав. Лидирующие китайские технологические компании уже сталкиваются с желающими воспользоваться их разработками точно так же, как когда-то китайские технологические пионеры "учились" у своих западных вендоров-конкурентов. Возможно, для мира тут ничего нет нового. Придется поднять и "градус" исследований, и их защиту.
На современном уровне передовые страны все чаще склоняются к мысли, что "инновации не могут существовать в отрыве от производства". Все большее число государств, наиболее продвинутых стран в области высоких технологий, думают о возвращении производственных процессов из Китая на родину. Пока же центр тяжести находится в Поднебесной, и вслед за рабочими местами туда все быстрее перетекают патенты и высокие технологии. Поднебесной есть о чем задуматься. Остановить этот процесс трудно, но можно. Главное – сделать его легальным и безболезненным.
Китай достиг феноменального успеха в области освоения и воспроизводства авангардных технологий. Спрос на ИКТ будет определяться творческими решениями со стороны вертикальных рынков, а третья платформа – это основа, главная движущая сила Китая на ближайшие 20–25 лет!
И, наконец, в этой связи любопытно отметить, что недавно в Китае стартовал уникальный эксперимент. Ученые "проинспектировали" школы и отобрали 50 самых талантливых детей. Обучение проходит в специальном центре. Другие подробности эксперимента засекречены. Его цель – государственная программа повышения уровня IQ населения. Поднебесная хочет стать самой умной нацией на планете – родиной гениев. Сбудутся ли эти планы? Предсказать очень сложно. До сих пор неясно, каждый ли одаренный ребенок – будущий гений, и дано ли человечеству на нынешней стадии его развития решить задачу инкубации гениальности.
Как нам грамотно выстроить модель взаимовыгодного братского сотрудничества – вопрос далеко не праздный. И решать его надо сейчас, ибо завтра может быть слишком поздно. Недавно "Жэньминь Жибао" поведала о двух популярных ныне форматах российско–китайского партнерства в области производства электронного оборудования: ODM (original design manufacturer) и OEM (original equipment manufacturer).
Первый – заказ отечественной компании на китайскую разработку и производство продукта, который выпускается затем под российским лейблом. Второй – наша сборка, разработка китайская. Такое сотрудничество выгодно для неизвестных на российском рынке китайских производителей, ибо им ПОКА не приходится тратить средства на раскрутку собственного бренда. "Продукция – наша, а марка – российская", – резюмирует газета. К слову, в китайском языке слово "брат" просто отсутствует. Только конкретика – "старший или младший". В сознании же современного китайца Россия ассоциируется сегодня именно с понятием брата младшего. Комментарии тут кажутся излишними.
Что касается положения дел в сфере российских высоких технологий, то пора перейти от размышлений на тему "почему" к оперативному поиску оптимального пути быстрой и креативной "перегруппировки". Ведь "нелегко" – не значит "невозможно". А информация к размышлению – несколько штрихов к портрету китайских ИКТ – моменты истины: рост индустрии и заявленный масштаб перспектив. Иными словами, sapienti sat….
бойтесь оставаться неизменными
(китайская пословица)
Китайский эксклюзив
Экономический рост Китая снижается уже пять лет подряд. В 2014 году он достиг минимума за последнюю четверть века. Эксперты из когорты пессимистов трактуют потерю скорости, как следствие "эффекта велосипедиста", иными словами – разбалансировка, крах и тупик. Руководство КНР, напротив, декларативно и образно утверждает, что умеренное регулирование невысокого роста – не "конец света" для китайской экономики, а "захватывающее начало". В марте этого года Госсовет обнародовал план – десятилетку, нацеленную на реиндустриализацию страны – "Made in China 2025". Такого рода план развития принимается в Китае впервые. Его главная задача – стать мировой державой с полным циклом промышленного производства, от фундаментальных исследований и ОКР до массового репродуцирования собственных инновационных продуктов.
Сегодня Поднебесная, как и все мировые гранды, видит будущее в "реиндустриализации", иными словами, строительстве "умной экономики". Премьер Ли Кэцян по этому поводу особо подчеркивает, что китайская экономика должна расти стабильно, масштабно, используя "две руки" – правительство и рынок – как "двуединый двигатель". Так, рынок должен играть решающую роль в распределении ресурсов, а правительство соответственно выполнять традиционные функции, гибко адаптированные под новые условия. Китайские лидеры провозглашают эру "новой нормы" в формирующейся национальной экономике, готовясь к переходу страны к менее быстрому, но более качественному росту. "Новое нормальное состояние" предполагает иные моторы развития. Среди них одним из приоритетных выбран "воздушный поток Internet+", а следовательно, "ключ в эту волшебную страну – высокие технологии (читай ИКТ!) в их безостановочном развитии". Однако, как говорит китайская мудрость, "чтобы приоткрыть дверь в будущее, благородному господину полезно оценить свои силы и возможности".
Сильные стороны инфокоммуникационной индустрии
В активе наработан достойный потенциал технологий. Сегодня страна особенно гордится инновационными успехами в производстве электронно-вычислительной техники для авиакосмической промышленности и ИТ-решений для медицины.
Рынок Китая имеет собственные аналоги американских гигантов – это и крупнейшая телекоммуникационная компания Tencent, и поисковик Baidu, и аналог Twitter — Weibo, и мессенджеры QQ и WeChat, и гигантский интернет-магазин Alibaba с платежной системой Alipay, и Xiaomi Tech со своей версией Android, полностью независимой от Google. Из страны постепенно вытесняются гранды мирового рынка – Cisco Systems Inc., Apple Inc., Intel, McAfee, HP и Citrix Systems.
ИКТ-индустрия – мировой чемпион по экспорту. По данным ЮНКТАД, к 2013 году объем китайской продукции "на вывоз" достиг 769 млрд. долл. США, а это 43% мирового его объема и 3% китайского ВВП! В 2005 году Поднебесная опередила США, а сегодня ее продажи уже в шесть раз выше американских. За истекшие 18 лет объем экспортируемых КНР "товаров" ИКТ вырос более чем в 16 раз! В итоге – 10 лет лидерства!
По мнению зарубежных экспертов, КНР сегодня – единственное государство, способное построить отечественный интернет. В этом году анонсировано создание собственной операционной системы. Дорабатываются основные элементы сетевой архитектуры, с цензурой проблем немало, но они решаемы. Запуск национальной платежной системы CIPS анонсирован на осень этого года.
Китай стремится к полной ИКТ–независимости, ибо информационная безопасность сегодня рассматривается не менее серьезно, чем ядерная угроза. В конце 2014 года был принят закон, согласно которому все иностранные компании, желающие поставлять ИТ-решения на китайский рынок, обязаны раскрыть исходный код своих проприетарных продуктов и быть готовыми к их тщательным проверкам. Пока сделан лишь первый шаг и только в направлении финансовых организаций и госучреждений. Страна работает над созданием индустрии, на 100% неуязвимой от несанкционированного доступа.
"Черные дыры" или "белые пятна"?
И в то же время на площадке ИКТ-строительства Поднебесной – не без проблем, "резервов" роста более чем достаточно. В свете поставленных грандиозных задач, состояние национальной ИКТ-индустрии с позиции руководства страны более чем неудовлетворительно – "без идей, глубоких основ и жизненной силы" (Центральное телевидение Китая, 15 мая 2015 года). Диагноз серьезный в китайской "каллиграфии". Это и суровый наказ, и жесткое предупреждение отрасли, которой отведена решающая роль грядущей реконструкции экономики страны, приносящей сейчас около 6% ВВП.
Обеспокоенность правительства разделяют и известные китайские и зарубежные эксперты. По мнению заместителя министра промышленности и информационных технологий Мао Вэймина, Китаю необходимо срочно формировать собственную инновационную промышленность по производству основных элементов производственной базы в области ИКТ, поскольку это позволит не только избавиться от импортной зависимости в сфере ключевых технологий, но и повысить национальные стандарты производства.
"Чтобы стать мировым лидером, технологический уровень ИКТ-индустрии должен прежде всего удовлетворить внутренний спрос, – считает профессор Китайской академии инженерных наук Чжу Гаофэн. – Китай должен вернуть свою жизненную силу, а для этого необходима более мощная поддержка отечественных производителей". (NB! Генерируемый Поднебесной поток экспорта более чем в два раза превышает объемы производства ИКТ-товаров для внутреннего использования. – Прим.В.Ш.).
Мяо Вэй, министр промышленности и информатизации КНР, с сожалением констатирует, что "несмотря на большое количество способных людей и преуспевающих крупных компаний, Китай не имеет транснациональных высокотехнологичных конкурентоспособных корпораций, которыми можно гордиться".
"Китай имеет несколько весьма инновационных компаний, особенно в сфере телекоммуникаций и потребительской электроники, таких как Huawei и Lenovo, но большинство из них фокусируют внимание на технологических и производственных улучшениях, а не на революционных инновациях", – резюмирует руководство китайского отделения Азиатского Банка Развития.
О несомненном отставании китайской индустрии от ведущих стран мира свидетельствуют и некоторые другие "макро-индикаторы". Так, общеизвестно, что инновационный потенциал государства во многом зависит от того, сколько оно тратит на информационные технологии. Поэтому уровень ИКТ–расходов, приходящийся на душу населения (индекс инфовооруженности общества), сегодня в Поднебесной невысок – 230 евро. Это существенно больше, чем в Индии (43 евро), но пока меньше, чем в России (370 евро) и тем более в Бразилии (603 евро). Однако ни в одной другой стране БРИК данный показатель не растет столь высокими темпами, как в Китае. В прошлом году он увеличился на 15%, тогда как в Бразилии, к примеру, на 7%. В то же время этот индикатор ниже, чем в США, почти в 11 раз; в Англии, Германии и ЕС-27 соответственно – в 8,3, 6,5 и 5,1 раза.
Отставание Поднебесной также наблюдается и в структуре расходов на ИКТ-продукт. Сегодня чем страна более продвинута в области высоких технологий, тем выше показатель затрат на ИТ-решения. В КНР доминирует Телеком (78%), в России – почти "фифти-фифти" (рис.1).
В мировом контексте исследователи отводят Китаю лишь 80-е место по инфраструктурным параметрам. Отмечается несбалансированность экономики, низкий уровень производительности труда, качества рабочей силы по параметрам ИКТ-навыков и грамотности, дефицит высококвалифицированных специалистов (впрочем, сегодня это общемировой тренд!) и, разумеется, высокая степень монополизации индустрии, особенно на поле телекоммуникаций.
"Обогнать мир на вираже"
В рассматриваемой перспективе китайские эксперты отрасли считают, что страна способна "обогнать мир на вираже", "занять командные высоты" на инновационном поле ИКТ, а в промышленности достигнуть уровня "Industry 4.0".
Инфокоммуникации сегодня – "взрывное" направление технического прогресса. Автаркия в неиссякаемом потоке мировых новаторских решений абсолютно деструктивна. Поднебесная в настоящее время известна как мощный игрок в производстве аппаратных средств и уступает лишь в разработках программного обеспечения и дизайна (возможно, ввиду культурных особенностей социума). Поэтому китайские компании планируют и далее укреплять и расширять международное научно-производственное сотрудничество на магистралях технологического мейнстрима, в том числе при сотрудничестве и с российскими разработчиками ПО (область, где мы пока достаточно сильны). Что же намерен сделать Китай, чтобы форсировать переход к более инновационной экономике? Пока просматриваются несколько волевых и практических решений со стороны правительства по хозяйству в целом и в сфере ИКТ не в последнюю очередь.
Во-первых, образование, ибо "семена для инноваций высевают рано". Успех любой развитой экономики без исключения основан на сильной и хорошо финансируемой системе обучения. Базовое образование закладывает основу на всех уровнях деятельности. Оно должно "убедительно" финансироваться и быть доступным для всех регионов и социальных групп.
Китай в настоящее время тратит 4% ВВП на образование, что ниже чем в других странах со средним уровнем дохода. Передовые страны на эти цели тратят от 5 до 7% ВВП. Педагогические подходы закладывают основы инновационного мышления. Китай планирует перейти от механического и экзаменационно-ориентированного обучения к личностно-ориентированному, нацеленному на решение проблем и процесс творчества. "Лидеры мировой экономики демонстрируют высокие стандарты высшего образования, независимы и располагают хорошими ресурсами, – считают эксперты ОЭСР. – Система высшего образования Китая быстро расширяется, но рост ее "качества" пока отстает от желаемого уровня. Тут и география, и огромное население. В стране по-прежнему относительно мало университетов топ-уровня".
В целом, страна добилась огромного прогресса в становлении национальной системы обучения, и есть несомненные примеры превосходных результатов (например, шанхайские высшие учебные заведения). В то же время для того, чтобы распространить высокое качество базового образования на всей территории страны, в том числе в бедных и отдаленных районах, расходы, по мнению экспертов, необходимо существенным образом увеличить.
Во-вторых, инновационные экономики тратят немалые деньги на исследования и разработки (R&D). Китай в 2006 году принял серьезную полномасштабную программу развития науки – от фундаментальных исследований до прикладных, декларировав долю расходов на эти цели в размере 2,2% от ВВП к 2015 году. Это выше чем планировали европейские страны (2%), но ниже чем в Сингапуре (2,3%) или Южной Корее (4%). Программа пока "пробуксовывает".
Инфокоммуникации – особая история. Ситуация на этой поляне, с позиции руководства и страны, и отрасли, требует "немедленного передела". Так, затраты КНР на НИОКР в области информационных и коммуникационных технологий составляют менее 10% китайского общенационального пула. В передовых странах эта доля варьируется в границах от 25 до 50%. Большая часть НИОКР в Китае проводится государственными научно-исследовательскими учреждениями и предприятиями. Вклад частных компаний в масштабах отрасли явно недостаточен. Итог для рынка очевиден: связь "наука-производство" – слабая! Передовые компании сейчас планируется преобразовать в центры инноваций. Национальные гиганты ИКТ – Huawei, Lenovo, ZTE, Xiaomi, Inspur – пока в основном заточены на доработку и совершенствование инноваций. Сегодня они объявляют "перезагрузку стратегии – курс на ПРОРЫВ!"
В-третьих, инновационные компании нуждаются в активной поддержке как финансового сектора, так и политической среды. Новаторство чаще всего – привилегия частного сектора. Политика, стимулы, иными словами поощрение предпринимательского климата – непременное условие успеха. В стране малые и средние предприятия ИКТ производят 65% запатентованных изобретений и 80% инновационной продукции. Но они не имеют достаточного доступа к кредитам и в значительной степени полагаются на неформальное финансирование. Ограниченный доступ к капиталу, в свою очередь, перекрывает дорогу к новым знаниям, навыкам и технологиям. Стимулирование банков к кредитованию малых и средних предприятий и обеспечение политики поддержки предпринимательства, как ожидают, придаст им динамики. Государство предлагает рынку найти эффективные варианты финансирования инновационных компаний. Следует отметить, что нынешнее руководство предприняло важные меры для открытия финансового сектора и ограничения теневой банковской системы. Но необходимо сделать еще больше. Дальнейшая либерализация финансового сектора и рынков капитала, как диктует мировой опыт, расширит доступ компаний к финансированию при одновременном снижении стоимости кредитования. Более "глубокие" рынки капитала в новых условиях, как ожидается, активизируют приток прямых и венчурных инвестиции, что, в свою очередь, увеличит финансирование инновационных компаний.
В-четвертых, государство планирует продолжить стимулирование инноваций путем дальнейшего совершенствования налогового инструментария для hi-tech индустрии. В целом сегодня китайская политика на этом направлении достаточно либеральна и последовательна. Некоторые ее характеристики:
корпоративный налог на прибыль для высокотехнологичных компаний с начала 2008 года снижен с 25 до 15%. Статус высокотехнологичной – "HNTE" – присваивается компаниям, имеющим как минимум один патент, зарегистрированный в Китае, и входящим в правительственный список восьми инновационных направлений деятельности: электроника и информационные технологии, биология и фармацевтика, авиационные и аэрокосмические технологии, новые материалы, инновационные сервисы, энергетика, защита окружающей среды, высокие технологии для традиционных отраслей промышленности; "ревизия" статуса компаний производится каждые три года. Кроме того, число технических специалистов в такой компании должно как минимум составлять 30% от общего количества занятых, а НИОКР должны заниматься не менее 10% сотрудников. Регламентируются и расходы на НИОКР. Они не могут быть ниже 6% от годового дохода для компаний с оборотом менее 50 млн. юаней, 4% – для компаний с оборотом 50–200 млн. юаней и 3% – для компаний с оборотом более 200 млн. юаней. При этом как минимум 60% средств на НИОКР должны расходоваться именно в КНР и 60% доходов должны поступать от высокотехнологичной деятельности;
компании HNTE освобождаются от налогов на часть своей прибыли в размере 150% затрат на НИОКР (супервычет);
иностранные ИТ-компании, работающие на территории КНР, в первые два года полностью освобождаются от уплаты налога на прибыль, а в последующие – наполовину (15% вместо 30%). Предусмотрен также возврат НДС (реальный НДС для ИТ-компаний составляет 3%). Положение действует до 2017 года;
софтверные компании, а также предприятия по производству микросхем полностью освобождаются от корпоративного налога в первые два года своей деятельности, а следующие три года платят 50% налога. Некоторые производители микросхем, капитальные затраты которых превышают 8 млрд. юаней, имеют нулевой налог в течение пяти лет, а в следующие пять лет – половинную ставку этого налога;
не облагается налогом и трансфер технологий, если сумма сделок не превышает 5 млн. юаней. Если сумма трансфера выше, вступает в силу корпоративный налог 50% (трансфером является, например, выдача патентообладателем лицензий на использование данной технологии другими фирмами и др., всего выделено шесть типов трансфера);
при ввозе оборудования для НИОКР применяются специальные таможенные пошлины, и покупатель освобождается от НДС;
продолжается программа по снижению налогового бремени с малого и среднего бизнеса, а также микропредприятий, работающих в сфере инноваций. Так, с 1 января 2015 года в КНР увеличено число компаний, выплачивающих налог лишь с 50% прибыли, кроме того возросло количество предприятий с выплатами по налогу на прибыль в объеме до 200 тыс. юаней включительно в год. Для них ставка снижена до 20%. Постановление действует по 31 декабря 2017 года.
И, в-пятых, немаловажным фактором влияния на развитие ИКТ-отрасли в Китае стала активная работа государства по линии репатриации "золотого фонда" специалистов и включения их в национальную "инфогвардию". Успех налицо! Ежегодно в Китай возвращаются более 350 тыс. профессионалов высокого класса из США и Европы. В этой связи уместно отметить, что утечка российских "яйцеголовых" продолжается, а действенных мер, направленных на слом тренда, со стороны государства нет. Репатриация есть, но она имеет частный характер: ИКТ-компании часто сами "перекупают" бывшего соотечественника у западных конкурентов.
Государство не только обещает поддержать индустрию по всему спектру перечисленных проблем, но уже достаточно оперативно действует.
В числе первоочередных задач власти Китая объявили о начале грандиозной программы модернизации интернет-структур в Поднебесной. Правительство планирует инвестировать в течение ближайших двух с половиной лет 182 млрд. долл. США в оптоволоконные магистрали и сети уровня 4G по всей территории республики. Из них 69,3 млрд. будет выделено до конца этого года, а еще 112,8 млрд. – "влито" до конца 2017 года. Официальные представители власти Китая утверждают, что уже к 2017 году 100-мегабитными оптоволоконными сетями будут обеспечены не только города, но и более 80% китайских деревень. Также во всех городах и деревнях будет обеспечен доступ к 4G-сетям на скорости до 30 Мбит/с.
Масштабная реформа должна положить конец перепадам в скорости национального Интернета Китая. Считается, что эти "подтормаживания" вызваны системой мониторинга, известной как "Великий Китайский фаервол" или "Золотой щит". Проект был сдан в эксплуатацию в 2003 году и представляет собой систему серверов на интернет-канале между провайдерами и международными сетями передачи, которая фильтрует информацию.
Важно отметить, что Китай умеет быстро реагировать на поставленные задачи. К примеру, в марте председатель Госсовета КНР отметил низкую скорость интернета и высокие тарифы на ШПД-доступ. Спустя месяц гиганты телекоммуникационного бизнеса – China Mobile, China Unicom и China Telecom – не только выразили готовность до конца этого года увеличить скорость и снизить тарифы на мобильный интернет в границах 35–40% (в полном соответствии с "рекомендациями" правительства), но и уже активно приступили к исполнению. Не стоит забывать, что современный Китай известен не только экономическими успехами, но и строгостью в администрировании.
Цифровой апгрейд
Самый горячий вектор – цифровой штурм, активное строительство интернет-экономики. Заявленный на весенней сессии Всекитайского Собрания Народных Представителей (ВСНП) (в рамках 3-ей программы экономического развития) проект "Интернет+" ориентирован на построение к 2049 году – 100-летнему юбилею КНР – информационного общества. Интернет сегодня на уровне правительства именуется "спасителем экономики". Очевидно, что без тотальной информатизации не может быть и модернизации. Впереди, по мнению руководства КНР, "только" три шага (каждый длинной в 10 лет напряженного труда) до воплощения "китайской мечты". Премьер Госсовета КНР предупреждает: "Реформа обязательно затронет определенные группы интересов. Мы стремимся не просто "состричь ногти", а "отрезать целое запястье". Однако какой бы сильной ни была эта боль, мы намерены довести процесс до конца!". За эти годы Поднебесная намерена стать инновационной супердержавой – лидером мировой экономики. Навсегда сменить ярлык "сделано в Китае" на почетный "создано в Китае", к известной "китайской скорости" добавить знак "китайского стандарта качества", "китайскую рабочую силу сделать дорогой", наконец, превратить страну из мировой фабрики в планетарную лабораторию. Цель амбициозна, грандиозна, но не фантастична. Пример тому – ошеломительные победы ИКТ-строительства (за тот же срок и почти с нуля).
Заявленное правительством переформатирование экономики обязывает ИКТ-индустрию интенсифицировать информатизацию прежде всего трех сфер – промышленности, финансов и торговли. В течение 2015–2025 годов планируется сосредоточить усилия на цифровом апгрейде национальной промышленности, финансовой сферы и торговли (от дорожной карты, проектно-конструкторских работ до ввода в эксплуатацию). Ключевым считается проект реализации "умного" производства.
Промышленная оснастка Поднебесной, по мнению руководства страны, желает много лучшего. По современным критериям она с трудом вписывается во второй уклад. В то же время США и недавно Германия объявили о начале новой промышленной революции – четвертом укладе "Industry 4.0", – что предполагает интеллектуализацию и роботизацию не только самих процессов изготовления "товаров", но и оснащение их интеллектом. Как известно, сегодня высокотехнологичные страны вступили в гонку за лучший образец "умного" автомобиля. И Китай не последний в списке инноваторов. Высокий спрос со стороны промышленности на ИКТ-технологии – это и новые рабочие места. Установлено, что одно рабочее место на поле hi-tech в грамотно построенном процессе дает 3(!) в смежных отраслях. По оценкам аналитиков, творческое выполнение поставленных задач к 2025 году в названных отраслях может обеспечить рост производительности труда до 22% и добавить к годовому ВВП не менее 2,3 трлн. долл. И если сегодня вклад интернет-экономики составляет лишь 3,3% ВВП, то за десятилетие он возрастет до 10–16%.
Учитывая сказанное, Китай в следующей десятилетке направит максимум усилий на обустройство своей страны, а, следовательно, на информатизацию хозяйства не поскупится. Аналитики прогнозируют небывало высокие темпы глубокой диффузии ИКТ в ткань производства всех отраслей интернет-экономики (рис.2).
Вместо заключения
Сегодня Китай находится в двойственной ситуации: как традиционный реципиент технологий он заинтересован в их максимальной доступности, но как потенциальный донор – вынужден задумываться о защите своих прав. Лидирующие китайские технологические компании уже сталкиваются с желающими воспользоваться их разработками точно так же, как когда-то китайские технологические пионеры "учились" у своих западных вендоров-конкурентов. Возможно, для мира тут ничего нет нового. Придется поднять и "градус" исследований, и их защиту.
На современном уровне передовые страны все чаще склоняются к мысли, что "инновации не могут существовать в отрыве от производства". Все большее число государств, наиболее продвинутых стран в области высоких технологий, думают о возвращении производственных процессов из Китая на родину. Пока же центр тяжести находится в Поднебесной, и вслед за рабочими местами туда все быстрее перетекают патенты и высокие технологии. Поднебесной есть о чем задуматься. Остановить этот процесс трудно, но можно. Главное – сделать его легальным и безболезненным.
Китай достиг феноменального успеха в области освоения и воспроизводства авангардных технологий. Спрос на ИКТ будет определяться творческими решениями со стороны вертикальных рынков, а третья платформа – это основа, главная движущая сила Китая на ближайшие 20–25 лет!
И, наконец, в этой связи любопытно отметить, что недавно в Китае стартовал уникальный эксперимент. Ученые "проинспектировали" школы и отобрали 50 самых талантливых детей. Обучение проходит в специальном центре. Другие подробности эксперимента засекречены. Его цель – государственная программа повышения уровня IQ населения. Поднебесная хочет стать самой умной нацией на планете – родиной гениев. Сбудутся ли эти планы? Предсказать очень сложно. До сих пор неясно, каждый ли одаренный ребенок – будущий гений, и дано ли человечеству на нынешней стадии его развития решить задачу инкубации гениальности.
Как нам грамотно выстроить модель взаимовыгодного братского сотрудничества – вопрос далеко не праздный. И решать его надо сейчас, ибо завтра может быть слишком поздно. Недавно "Жэньминь Жибао" поведала о двух популярных ныне форматах российско–китайского партнерства в области производства электронного оборудования: ODM (original design manufacturer) и OEM (original equipment manufacturer).
Первый – заказ отечественной компании на китайскую разработку и производство продукта, который выпускается затем под российским лейблом. Второй – наша сборка, разработка китайская. Такое сотрудничество выгодно для неизвестных на российском рынке китайских производителей, ибо им ПОКА не приходится тратить средства на раскрутку собственного бренда. "Продукция – наша, а марка – российская", – резюмирует газета. К слову, в китайском языке слово "брат" просто отсутствует. Только конкретика – "старший или младший". В сознании же современного китайца Россия ассоциируется сегодня именно с понятием брата младшего. Комментарии тут кажутся излишними.
Что касается положения дел в сфере российских высоких технологий, то пора перейти от размышлений на тему "почему" к оперативному поиску оптимального пути быстрой и креативной "перегруппировки". Ведь "нелегко" – не значит "невозможно". А информация к размышлению – несколько штрихов к портрету китайских ИКТ – моменты истины: рост индустрии и заявленный масштаб перспектив. Иными словами, sapienti sat….
Отзывы читателей