Ведущие специалисты в сфере телекоммуникационных транспортных сетей европейского подразделения Alcatel-Lucent выступили перед российскими коллегами на семинаре "Оптические транспортные сети: эволюция к гибкой сетевой сервисной платформе".

sitemap
Наш сайт использует cookies. Продолжая просмотр, вы даёте согласие на обработку персональных данных и соглашаетесь с нашей Политикой Конфиденциальности
Согласен
Поиск:

Вход
Архив журнала
Журналы
Медиаданные
Редакционная политика
Реклама
Авторам
Контакты
TS_pub
technospheramag
technospheramag
ТЕХНОСФЕРА_РИЦ
© 2001-2025
РИЦ Техносфера
Все права защищены
Тел. +7 (495) 234-0110
Оферта

Яндекс.Метрика
R&W
 
 
Вход:

Ваш e-mail:
Пароль:
 
Регистрация
Забыли пароль?
Книги по связи
В.С. Верба, К.Ю. Гаврилов, А.Р. Ильчук, Б.Г. Татарский, А.А. Филатов
Другие серии книг:
Мир связи
Библиотека Института стратегий развития
Мир квантовых технологий
Мир математики
Мир физики и техники
Мир биологии и медицины
Мир химии
Мир наук о Земле
Мир материалов и технологий
Мир электроники
Мир программирования
Мир строительства
Мир цифровой обработки
Мир экономики
Мир дизайна
Мир увлечений
Мир робототехники и мехатроники
Для кофейников
Мир радиоэлектроники
Библиотечка «КВАНТ»
Умный дом
Мировые бренды
Вне серий
Библиотека климатехника
Мир транспорта
Мир фотоники
Мир станкостроения
Мир метрологии
Мир энергетики
Книги, изданные при поддержке РФФИ
Выпуск #8/2015
С.Попов
Эволюция оптических транспортных сетей – взгляд лидера
Просмотры: 3453
Ведущие специалисты в сфере телекоммуникационных транспортных сетей европейского подразделения Alcatel-Lucent выступили перед российскими коллегами на семинаре "Оптические транспортные сети: эволюция к гибкой сетевой сервисной платформе".
Такая встреча профессионалов прошла во второй раз и вызвала не меньший интерес, чем и год назад, у операторов связи и других специалистов в области оптических коммуникаций. Ее организаторы поставили перед собой задачу ответить на вопрос: как подготовить сети к реалиям сегодняшнего и завтрашнего дня, обеспечивая их надежность, масштабируемость, безопасность и в то же время экономичность и эффективность? Программа семинара состояла из четырех основных блоков: глобальные тенденции в области развития оптических транспортных сетей; стратегия и портфель решений Alcatel-Lucent для этого сегмента телекоммуникаций; специфика вертикальных рынков и отдельных участков сети и оптимальные решения для них; приложения для планирования и поддержки оптической транспортной сети.

Семинар открыла директор департамента по работе с органами государственной власти, маркетингу и корпоративным коммуникациям Alcatel-Lucent в России и странах СНГ Тина Бутхузи. Она рассказала, что в книге Future X Networks ("Сети будущего X"), недавно опубликованной Лабораториями Белла – научно-исследовательским центром Alcatel-Lucent, представлен прогноз развития сетей связи на ближайшие 10 лет. Ученые пришли к выводу, что сегодня на смену информационной революции (1985–2015 гг.) приходит революция всеобщей связности, опирающаяся на интегрированную облачную сеть. Согласно опубликованным прогнозам, к 2025 году пропускная способность беспроводных сетей вырастет в 66 раз, число ежедневных подключений к ним – в 100 раз, при этом 47% трафика в беспроводных сетях будет инициироваться Интернетом вещей. Средняя скорость ШПД вырастет в 10 раз, трафик в ядре сети – в 13 раз. Все это потребует такого развития оптических транспортных сетей, что впору, скорее, говорить не об эволюции, а о революции.

Одну из передовых позиций в этом революционном процессе занимает Alcatel-Lucent. Как рассказал Н.Альмендо, компания демонстрирует рост на рынке оптического транспорта EMEA уже три года подряд. Согласно отчету Infonetics Research, по итогам I полугодия 2015 года доля Alcatel-Lucent на этом рынке составила 30,8% (у ближайшего конкурента – 21,9%).

Если же говорить о европейском рынке оптического транспорта в целом, то после нескольких лет падения он вернулся к энергичному росту и в I полугодии 2015 года увеличился на 19% по сравнению с тем же периодом предыдущего года. В значительной мере катализатором такого роста является строительство ЦОДов, которое требует серьезного повышения производительности, в первую очередь, METRO-сетей. Аналитики ожидают, что в ближайшие три-четыре года рынок продолжит расти в среднем на 5% в год, причем докладчик считает такой прогноз консервативным, поскольку инвестиции в транспорт будут стимулироваться бурным ростом беспроводного и проводного трафика.

Согласно данным Ovum, сегодня самым объемным сегментом рынка EMEA являются METRO-сети на базе WDM, и его среднегодовой рост до 2019 года составит 6,6%. Еще большими темпами будет расширяться сегмент пакетной коммутации и агрегации (L2 switch/MPLS-TP) в оптических сетях – на 9,1%.

Что касается номиналов скоростей передачи по оптическим каналам, то уже с середины 2013 года первое место по объему продаж на европейском рынке завоевали системы с оптическими каналами 100G, и, по сравнению с 2014 годом, их прирост к 2019 году составит примерно 100%. Производство оборудования с каналами 10G за тот же период должно уменьшиться в денежном выражении на треть. А вот системы с оптическими каналами 40G, по мнению Н.Альмендо, скоро совсем уйдут с рынка.

Самым быстрорастущим приложением WDM в ближайшие пять лет будет DCI (Data Center Interconnection) – обеспечение взаимодействия между ЦОДами по каналам оптических систем передачи. Этот сегмент будет увеличиваться в два раза быстрее рынка оптического транспорта в целом, по прогнозу Ovum, на 10,5% ежегодно. По данным той же аналитической компании, по итогам 2014 года первое место на европейском рынке DCI занимает Alcatel-Lucent – с долей 31%.

Н.Альмендо рассказал о важнейших трендах развития оптических транспортных сетей. Первой он упомянул вертикализацию – чтобы повысить свою конкурентоспособность на рынке транспортных услуг, операторам надо предлагать не универсальный набор, а решения, "заточенные" под отраслевую специфику клиента. Ряд таких бизнес-кейсов для вертикальных рынков был представлен позже на семинаре.

Важнейший тренд – опережающий рост METRO-сетей, связанный с ростом трафика облачных услуг, сотовых сетей 4G и видео по требованию. К 2017 году более 75% всего трафика будет оставаться в пределах сети без выхода на магистральный уровень (сегодня эта доля составляет 57%). Следствием этого тренда является изменение дизайна METRO-сетей.

Растет внедрение систем с канальной скоростью 200 Гбит/с, позволяющих операторам сократить удельные затраты на передачу бита информации. В начале 2014 года Alcatel-Lucent первой на рынке представила линейную карту 200G DWDM – 260SCX2, отличающую­ся возможностью программного изменения формата модуляции DP QPSK/DP 16QAM для обеспечения передачи на одной несущей одного / двух клиентских потоков 100G. В июне 2015 года общее число проданных карт этого типа превысило 2 400.

Большое будущее ждет такие новые технологии, как маршрутизация на длинах волн оптического излучения (Wave Routing), гибкая сетка частот (FlexGrid) и адаптивные форматы модуляции. В числе других актуальных трендов – конвергенция инфраструктуры IP / оптика и переход к многоуровневой платформе управления, работающей как на фотонном (WDM), так и электронном (OTN/ODU) уровнях.

Меняется и привычное оборудование. Так, кросс-коммутаторы OTN нового поколения имеют производительность до 20 Тбит/с на полку, уже готовы работать с каналами 400G, характеризуются малым энергопотреблением (менее 1 Вт на Гбит/с). Благодаря высокой энергоэффективности наряду с компактностью, специальным форм-факторам, возможностям обеспечить минимальные задержки и шифрование на уровне оптических каналов, другим специфическим характеристикам оптические системы передачи для ЦОДов можно выделить в отдельный класс – DCI.

В качестве новой и весьма перспективной с точки зрения роста рыночной ниши использования DWDM было отмечено применение оптической технологии для связи радиомодулей базовых станций сотовой сети (RRH) c блоками электронной обработки (BBU) при переходе от традиционной к централизованной архитектуре построения систем радиодоступа (Centralized RAN, C-RAN). По расчетам оператора China Mobile, использование такой архитектуры, которая получила название Fronthoul, позволяет уменьшить эксплуатационные расходы на 53%.

Завершая выступление, вице-президент Alcatel-Lucent выразил убежденность, что перспективы дальнейшего успешного развития на рынке оптического транспортного оборудования, учитывая уровень его технологической продвинутости и требуемых затрат на разработку и конструирование, сегодня есть только у самых крупных компаний.

Среди докладов, посвященных решениям Alcatel-Lucent для отдельных участков сети, необходимо выделить сообщение менеджера компании по продуктам для METRO-сетей в регионе EMEA Энрико Ди Лоренцо о новациях для транспортных METRO-сетей, поскольку именно эти сети, как ожидается, будут развиваться особенно быстро. По мнению аналитиков Лабораторий Белла, рост этого сегмента в период до 2017 года может составить 560%, что почти в два раза превышает прогнозируемую цифру (320%) для магистральных сетей. В первую очередь, такой бурный рост объясняется трафиком, генерируемым провайдерами облачных сетей в рамках виртуализованной инфраструктуры. Операторы неуклонно увеличивают количество периферийных ЦОДов с целью приближения мест хранения контента к пользователям.

Отвечая на этот вызов, Alcatel-Lucent в текущем году усовершенствовала свою оптическую транспортную платформу 1830 PSS, добавив в линейку новые малогабаритные узлы, разработанные специально для установки в METRO-сетях. Это оптимизированные для облачных приложений METRO-устройства следующего поколения 1830 PSS-8 и 1830 PSS-16 II (II указывает на второе поколение PSS-16).

При их разработке ставились задачи обеспечения масштабируемости (10, 40, 100 Гбит/с и выше), гибкости (быстрое изменение производительности, переключение каналов по требованию и т.п.) и экономической эффективности (за счет конвергентного пакетно-ориентированного решения с высокой плотностью портов и оптимального использования ресурсов).

Устройства PSS-8/16 II являются основой масштабируемой и ориентированной на будущее METRO-платформы на уровнях доступа и агрегации, обеспечивающей поддержку как традиционных услуг на фотонном уровне (WDM), так и мультсервисных транспортных приложений на уровне METRO-сетей. Они позволяют осуществлять высокопроизводительную коммутацию каналов (трактов) на трех уровнях: пакетном, OTN и фотонном.

К главным преимуществам новых транспортных решений для METRO-сетей относятся компактность устройств; высокие плотность клиентских портов (например, до 20-ти портов 10G и до 24-х портов 1GE на лицевой панели однослотового блока) и производительность слотов (200 Гбит/с по стыку с задней панелью); возможность формирования оптических OTN/WDM-каналов 10/100/200G с размещением на лицевой панели блока до двух линейных интерфейсов 100G или одного 200G.

В новом оборудовании нет отдельных блоков c матрицей кросс-коммутации OTN. Она организована поверх пассивной задней панели (кросс-платы) с установкой кросс-коммутации СБИС непосредственно на сменных блоках оборудования. Отсутствие блоков центральной матрицы позволило не только снизить стоимость, но и обеспечить особую компактность решения. Производительность кросс-матрицы OTN в полке PSS-8 высотой 3 U составляет 800 Гбит/с, а в полке PSS-16 II (высота 8 U) – 1,6 Тбит/с.

Среди других новаций, внедренных в картах новых устройств, упомянем встроенное решение ROADM (реконфигурируемый узел ввода-вывода оптических каналов). Его докладчик выделил особо, как не имеющее аналогов ни у одного из конкурентов. Вновь разработанная карта iROADMx объединяет в себе функциональности линейного оптического усилителя и селективного переключателя по длинам волн излучения (Wavelength Selective Switch, WSS). Установив в PSS-8 от 2 до 4 таких карт можно получить полностью не блокирующий 2–4-связный узел ROADM. При этом изменение коэффициента связности (например, последовательное наращивание количества направлений до четырех) может осуществляться без перерыва связи. Кроме того, в данном решении обеспечивается сокращение занимаемого узлом ROADM объема почти в четыре раза по сравнению с традиционными решениями.

Интегрированные карты iROADMx выпус­каются в двух модификациях – для пролетов длиной до 50 и 100 км, они совместимы с существующей ROADM-архитектурой (т.е. пригодны для внедрения класса "браунфилд") и могут быть установлены также в существующие устройства PSS-4/16/32.

В новом оборудовании предусмотрен набор из двух блоков с функцией пакетной агрегации и коммутации L2 Switch, сертифицированных по услугам Carrier Ethernet в соответствии с MEF CE 2.0. Оба имеют производительность 64 Гбит/c.

Первый включает 22 клиентских порта GE/FE SFP, а набор клиентских портов второго блока: 10 или 12 x GE/FE SFP (с возможностью расширения до 24 в перспективе). Линейные порты обоих блоков 4 x 10GE/OTU-1e/OTU-2e XFP могут использоваться в конфигурации ч/б 10GE или OTN/WDM OTU-2. В последнем случае они полностью перестраиваемы по длинам волн во всем диапазоне C-band.

Пакетные блоки имеют функциональность IEEE 802.1ad Provider Bridging (PB) L2 switching с VLAN push/pop/rewrite и обеспечивают реализацию всех стандартных Ethernet-услуг (MEF service support): E-Line, E-LAN, E-Tree, E-Access. В блоках может быть активизирована также функциональность MPLS-TP.

Благодаря компактности PSS-8 может устанавливаться на территории пользователя (например, около базовой станции оператора мобильной связи), поэтому предусмотрен вариант комплектации для наружной установки с расширенным температурным диапазоном эксплуатации: от –40 до +65°C.

В обоих устройствах платформы используется один и тот же набор линейных карт. PSS-16 II может рассматриваться как сдвоенное PSS-8, поэтому у заказчика нет необходимости покупать два последних устройства и дважды платить за общие модули. Кроме того, PSS-8/16 II имеют обратную совместимость с установленным на сетях оборудованием типов PSS-4, PSS-16 и PSS-32. Большая часть линейных карт последних может использоваться в новых устройствах.

Как и все современное DWDM-оборудование Alcatel-Lucent, новые устройства имеют встроенную запатентованную функциональность Wavelength Tracker, позволяющую осуществлять мониторинг (OA&M) всех каналов на оптическом уровне.

Даже краткий рассказ о семинаре невозможен без упоминания принципиально нового продукта – сетевой сервисной платформы Alcatel-Lucent NSP (Network Services Platform). Введению в концепцию этой платформы посвятил свой доклад Семен Коган, руководитель отдела подготовки оптических транспортных решений и технических предложений подразделения оптических транспортных сетей департамента технологий и развития бизнеса Alcatel-Lucent в России и странах СНГ.

Анонсированный официально 21 мая 2015 года продукт Alcatel-Lucent NSP представляет собой первую в отрасли программно-определяемую сетевую платформу операторского класса (WAN SDN), которая обеспечит полную автоматизацию и унификацию всех процедур по предоставлению услуг при оптимальном использовании сетевых ресурсов. Операторы получают беспрецедентную возможность оперативно предоставлять "услуги по требованию" с необходимой масштабируемостью и высокой экономической эффективностью. Услуги могут предоставляться сквозь разные технологические слои (от L0 до L3) с учетом доступной физической и виртуальной сетевой инфраструктуры, а также установленного на сети оборудования различных производителей. Все это должно позволить операторам существенно повысить качество предоставления услуг и эффективность использования сетевых ресурсов за счет внедрения интеллектуальных алгоритмов адаптации сети к реальным изменениям в распределении трафика и требованиям по предоставлению услуг во времени.

Новая платформа расширяет сферу применения принципов SDN – с центров обработки данных, где они получили первоначальное внедрение, на сети операторов связи. NSP реагирует на поступающие от облачных приложений запросы на услуги динамическим созданием "соединений по требованию" с предоставлением соответствующих сетевых ресурсов поверх конвергентной инфраструктуры IP/OPTICS. Эти тракты и ресурсы предоставляются и обслуживаются до тех пор, пока данные услуги востребованы.

Чтобы услуги предоставлялись поверх инфраструктуры IP/OPTICS быстро и эффективно, в NSP предусмотрены мощные программные средства, использующие абстрактное видение сетевой инфраструктуры и свод политик (правил и ограничений) по предоставлению определенных услуг. Чтобы скрыть специфические особенности сети при организации услуг, а также упростить подключение к существующей зонтичной системе поддержки эксплуатации OSS, в NSP используются простые программные "северные" интерфейсы приложений (Northbound APIs) с протоколом Restful. Благодаря использованию абстрактной сетевой модели, NSP может работать с существующей OSS в привычном для оператора режиме.

С учетом наличия возможностей по выбору разных протоколов для "южных" сетевых интерфейсов приложений (South APIs) типа NetConf/Yang, OpenFlow и т.п., NSP способна разместить услуги и выделить для этого тракты и другие сетевые ресурсы поверх IP-, оптического транспортного и/или Ethernet-уровней, а также поверх оборудования разных вендоров.

NSP включает два основных интегрированных элемента: приложение по управлению сетевыми сервисами (Network Services Director, NSD) и три модуля приложения по управлению сетевыми ресурсами (Resource Controller, NRC).

Первое приложение NSD обеспечивает автоматизацию процесса предоставления услуг поверх инфраструктуры IP/OPTICS путем размещения сервисов в абстрактном формате в детальном сервисном шаблоне с внесенными в него политиками, определяемыми самим оператором. NSD обменивается данными о реальном состоянии сети с модулями приложения NRC для того, чтобы управлять сервисными соединениями и соответствующими сетевыми ресурсами (например, сетевыми трактами и скоростью передачи данных по ним).

Модули NRC с помощью приложения PCE (Path Computation Engine) производят вычисление маршрута соединения (тракта) сквозь различные домены и уровни сети, например, на уровне IP, или на оптическом уровне, или сквозь конвергентную инфраструктуру IP/OPTICS. NRC создает сервисные соединения на основе запросов, поступающих от NSD, OSS, системы оркестрации и от физических / виртуальных сетевых элементов. В силу централизованной архитектуры NRC, в нем имеется полная информация обо всей сети IP/OPTICS, что необходимо для вычисления оптимального маршрута для любой комбинации требований бизнеса с учетом технических ограничений, а также для реализации сервисных соединений (трактов) динамически и в реальном времени.

Модуль NRC-Transport обеспечивает создание трактов на уровне L1 (OTN) и L0 (DWDM) оптической транспортной сети. Модуль NRC-Packet организует создание трактов LSP в IP-сети с поддержкой протокола Resource Reservation (RRP) и технологии Segment Routing LSP.

Модуль NRC-X обеспечивает создание трактов сквозь многочисленные домены маршрутизации, многочисленные транспортные домены или комбинацию транспортных доменов и доменов с маршрутизацией. Он дополняет упомянутые выше модули в том случае, когда требуется динамическое вычисление оптимального маршрута соединения (тракта) через гибридную сеть IP/OPTICS.

Сетевая оптимизация в NSP базируется на разработанном учеными Лабораторий Белла уникальном алгоритме STAR, позволяющем достичь максимальной эффективности динамической маршрутизации. В результате за счет его применения при предоставлении на той же инфраструктуре дополнительных услуг оператор может это сделать на 40% быстрее и повысить свои доходы на 24%.

Как подчеркнул С.Коган, переход на NSP – это больше, чем введение в сеть сетевых контроллеров SDN. Платформа NSP сочетает в себе автоматизацию организации сетевых сервисов с сетевой оптимизацией в реальном времени на основе знания реальной топологии и результатов сетевого анализа.

К оптическому транспортному уровню NSP (Transport SDN) предъявляются расширенные требования. Многие из них уже реализованы, полностью или частично, в оборудовании 1830 PSS:

•возможность динамического выбора формата модуляции и использование гибкой сетки частот с целью достижения требуемой дальности передачи и спектральной эффективности в системах DWDM c оптическими каналами 10/100/200/400G и выше;
•организация сервисных потоков и их коммутация в узлах сети на фотонном (WDM), электронном (OTN) и/или пакетном (Carrier Ethernet, MPLS-TP) уровнях;
•гибкие конфигурации фотонных узлов ROADM, включая CD, CDC-F и др.;
•гибкие масштабируемые средства кросс-коммутации OTN с терабитной производительностью;
•высокий уровень надежности за счет использования механизмов резервирования трактов и их защитного переключения, а также динамического восстановления трактов в обход пораженного участка сети (restoration/GMPLS).
Работа по внедрению функций NSP в 1830 PSS продолжается.

В завершение краткого обзора семинара, насыщенного актуальной для специалистов по транспортным системам информацией, необходимо добавить, что оптическая тематика была дополнена новостями еще одной линейки транспортного оборудования Alcatel-Lucent – радиорелейных систем.
 
 Отзывы читателей
Разработка: студия Green Art