В статье дан краткий обзор развития земских телефонных сетей.
Теги: history of communication rural telephony zemstvo земства история связи сельская телефонная связь
В Российской империи традиционно связь являлась областью государственного предпринимательства – только государство имело право строить сети почтовых и телеграфных учреждений и получать от них доход. Изобретенная в 1876 году и активно внедрявшаяся в начале 1880-х годов телефонная связь стала исключением. К этому времени государственная казна была истощена только что закончившейся русско-турецкой войной 1877–1878 годов, большие средства были затрачены на строительство Сибирского телеграфа, соединившего европейскую часть России с Дальним Востоком. Неудивительно, что в 1881 году правительство, заваленное многочисленными ходатайствами о разрешении на строительство телефонных линий, предоставило предпринимателям право "временно в виде опыта" строить городские сети общего пользования (предоставлявшие платные услуги всем желающим) на условиях концессии, тем самым впервые допустив частный капитал в "святая святых" – в сферу связи [1].
Процесс телефонизации страны осложнялся противоречивой государственной политикой. С одной стороны, в 1881 году было разрешено строить городские сети частным предпринимателям, с другой – после финансового успеха первой правительственной телефонной сети в Киеве, стремясь пополнить бюджет и в то же время вернуть себе монополию в этой области, государство в 1886 году приняло решение о прекращении выдачи концессий частным предпринимателям [2]. Ситуация осложнялась тем, что в шести крупнейших городах (в том числе в обеих столицах) не вполне прозрачным путем концессию получила Международная компания телефонов Белла, чье почти монопольное положение также волновало Главное управление почт и телеграфов (ГУПиТ), руководившее в то время отраслью.
Телефонная связь
в сельской местности до строительства земских телефонных сетей
В сельской местности, где число потенциальных абонентов было невелико, а расстояния между ними значительно больше, чем в городах, ожидаемые затраты на строительство и эксплуатацию возрастали во много раз, а если к этому добавить технические проблемы с затуханием тока, с плохой слышимостью – неудивительно, что желающих инвестировать в строительство сельских телефонных сетей с целью получения прибыли было мало.
Однако блага цивилизации в виде самого оперативного и простого в использовании средства связи – телефона – постепенно проникали и в сельскую местность. Еще в начале 1880-х годов многие предприниматели, землевладельцы и купцы стали соединять телефонными линиями свои конторы и склады, предприятия и имения [1]. Такие сети назывались частными, поскольку были предназначены только для частных нужд. Эти сети обслуживали только своих членов (отдельных лиц, представителей компании, учреждения), на чьи средства были построены и эксплуатировались. Сети содержались на основе пропорционального возмещения затрат на строительство и эксплуатацию, абонентская плата не взималась, предоставление платных услуг запрещено.
Развитие отдельных отраслей промышленности (горной, металлургической и др.), сельского хозяйства (торговля хлебом, производство сахара, винокурение и др.) требовало оперативной связи, и благодаря этому в регионах строились частные телефонные сети, соединявшие производственные и сельскохозяйственные предприятия не только между собой, но и с внешним миром – с почтово-телеграфными конторами, транспортными узлами и т.д. Протяженные частные сети существовали на горных заводах Урала, в Поволжье, в теперешнем Донецком угольном бассейне и других регионах.
В 1886 году начала работу частная Московская загородная сеть, соединившая московские квартиры крупных промышленников и конторы принадлежавших им заводов и фабрик в радиусе 100 верст от Москвы [1]. Эта сеть через пять лет перешла в казну и стала самой крупной среди немногочисленных коммерческих загородных сетей.
В середине 1880-х годов для жителей отдельных сельских районов в европейской части страны, где было недостаточно телеграфных учреждений, государством были построены специальные телефонные сети, служившие исключительно для передачи по телефону телеграмм. Так постепенно жители сельской местности стали получать доступ к телефонной связи.
Первые земские
телефонные сети (1899–1906 гг.)
Продолжавшиеся финансовые проблемы оказали влияние на государственную политику в области телефонной связи. Государство было не в состоянии удовлетворить многочисленные ходатайства о строительстве телефонных сетей, поступавшие с мест, и в декабре 1897 года было принято решение о широком привлечении к строительству телефонных сетей частных предпринимателей, компаний и органов общественного самоуправления – городских и земских учреждений [3].
Земства – органы местного самоуправления в сельской местности европейской части России – были созданы в результате земской реформы 1864 года. В их ведении находились: народное просвещение, здравоохранение, ветеринария, продовольственное дело, статистика, сельское хозяйство, пути и средства сообщения, земская почта (почтовая связь внутри уезда) и другие отрасли местного хозяйства, охватывавшие все стороны жизни. К концу 19 века земства имели солидный опыт в деле организации системы почтовой связи и транспорта в сельской местности. Телефон как средство оперативной передачи информации, облегчавший управление сложным земским хозяйством, не мог не привлечь внимание земских деятелей, которые постоянно сталкивались с коммуникационными проблемами, вызванными плохим состоянием дорог, нехваткой лошадей и т.д., а также все возраставшими транспортными расходами. Частные телефонные сети в регионах, будучи практически единственным примером использования телефонной связи в сельской местности, заставили земских деятелей, составлявших в то время одну из наиболее передовых частей общества, задуматься о телефонных сообщениях, которые бы обслуживали нужды земского самоуправления.
Как это нередко бывает, идея строительства телефонной сети возникла почти одновременно у земских деятелей в различных уездах и активно обсуждалась на земских собраниях, но первым стал Лебединский уезд Харьковской губернии, где в 1899 году заработала земская телефонная сеть (ЗТС). Основная цель, ради которой земства строили телефонные сети, – соединить земские учреждения в уезде (больницы, школы, волостные правления и т.п.) с земской управой. Дополнительно в сеть также включали местные государственные учреждения и должностных лиц (полицейские управления, почтово-телеграфные учреждения, квартиры становых приставов и др.). Кроме того, на первых порах земства стремились включать в сеть владельцев частных линий (на основе соглашения), чтобы сэкономить на прокладке линий. Частные лица, желавшие подключиться к сети, оплачивали строительство линии доступа, расходные материалы и телефонные аппараты.
Каждая земская телефонная сеть состояла практически из двух различных частей: телефонной сети в уездном городе и сети пригородных и местных междугородных телефонных линий, которые соединяли отдельные населенные пункты и уездный город между собой. Земские сети строились на средства, взятые взаймы под проценты из земских капиталов (специальных фондов), предназначенных на различные общественные нужды, а капиталы складывались из земских сборов – местных налогов.
К 1903 году работало уже свыше 15 земских телефонных сетей, самыми крупными на этом этапе стали ЗТС в Лохвицком, Белгородском, Бахмутском уездах [4, 5]. Вскоре земства столкнулись с финансовыми и техническими проблемами. В целях экономии сети строились по однопроводной системе, нередко были неудачно спроектированы. Отсутствие опыта в новом сложном деле, частые жалобы на плохую слышимость и помехи – все эти и другие проблемы не охладили пыл земских деятелей.
Первые земские телефонные сети широко обсуждались в периодической печати, причем у них были свои восторженные сторонники и осторожные противники [6]. Бытовало, например, мнение, что крестьянину телефон не нужен, это господская забава. Однако в архивных документах умоминаются ходатайства крестьянских обществ (т.е. населения деревень и сел) в уездные управы с просьбой провести телефон в тот или иной населенный пункт. Ходатайства подкреплялись более или менее солидной денежной суммой, которую собирали жители для этой цели. Сторонники телефонизации воспринимали телефонную сеть в уезде как средство повышения культурного уровня населения и поэтому считали, что все жители уезда должны иметь возможность пользоваться телефоном бесплатно.
Сначала ЗТС были отнесены к категории частных телефонных сетей и согласно законодательству были обязаны платить сбор за конкуренцию телеграфу, что составляло довольно солидную для земств сумму – за каждый включенный в сеть населенный пункт, где имелась телеграфная контора, ежегодная плата составляла 75 руб., за железнодорожную станцию, где имелся телеграф, – 25 руб. Кроме того, владельцы частных телефонных сетей не имели права предоставлять платные услуги, подключать платных абонентов, были обязаны предоставлять свои столбы для подвески проводов государственных телефонных сетей и др. [6].
Первоначальные восторг и эйфория сменились пониманием, что для дальнейшего развития земских телефонных сетей необходимо решить множество организационных и финансовых проблем. Эксплуатационные расходы, сбор за конкуренцию телеграфу и невозможность окупить затраты, другие достаточно обременительные условия, на которых ГУПиТ разрешало земства строить телефонные сети, – все эти обстоятельства заставили земских деятелей начать борьбу за отмену стеснительных ограничений. Весной 1902 года Бахмутское земство подало ходатайство о разрешении предоставлять платные услуги. Среди земских деятелей всегда было достаточно влиятельных и высокопоставленных людей, которые умели добиваться своего в высоких кабинетах, и благодаря настойчивости своих лидеров в 1903 году земства получили разрешение на подключение к сети платных абонентов, организацию платных разовых переговоров и платного обмена телефонограммами. С общей суммы платных услуг ЗТС обязаны были платить 3% в казну. С целью регламентации деятельности земств в области телефонного строительства были разработаны и утверждены "Условия устройства и эксплуатации земских телефонных сетей". В 1904 году для земств был отменен и сбор за конкуренцию телеграфу [6].
Все эти меры дали результат – в 1904 году заработали еще 15 земских сетей, всего их стало больше тридцати. В это же время земские деятели начали планировать строительство уже не скромных уездных, а крупных губернских телефонных сетей, главной целью которых было соединить телефонной связью все уездные города с центром губернии. Но только Казанскому губернскому земству удалось осуществить такой проект. Казанская губернская телефонная сеть заработала в 1906 году и вскоре стала образцом в организации обслуживания и эксплуатации [7]. Но, проанализировав финансовые показатели Казанской телефонной сети по услугам, связанным с передачей телеграмм по телефону и телефонограмм, ГУПиТ сочло, что государство понесло убытки от уменьшения телеграфного обмена в губернии – и решило более не выдавать разрешений на строительство губернских телефонных сетей [3]. Масштабные проекты телефонизации европейских губерний России остались нереализованными, но уездные сети продолжали развиваться своим чередом.
ЛИТЕРАТУРА
1.Материалы по истории связи в России XVIII – начало XIX вв. Обзор документальных материалов (под ред. Мальцевой Н.А.). – Л., 1966.
2.Почта и телеграф в XIX столетии. Министерство внутренних дел. Исторический очерк. Приложение второе. – СПб, 1901.
3.Российский государственный исторический архив. Ф. 1289. Оп. 6. Д. 466, 1673 и др. Оп. 9. Д. 702. Оп. 10. Д. 659, 688, 750, 1840, 1841, 1858, 1871, 1878, 2511, 2554 и др.
4.Земские телефонные сети. С 1900 по 1909 г. – Казань: Техн. отд. Казан. губ. зем. управы, 1912.
5.Список Телефонных сообщений Российской империи к 1 января 1916 года. Ч.1 (кроме междугородных линий и телефонов Финляндии). – Петроград: Изд. Глав. Управления Почт и Телеграфов, 1916.
6.Осадчий П.С. Десятилетие земских телефонов в России. 1899–1909: Доклад 2-му съезду лиц, окончивших Электротехнический институт императора Александра III, в феврале 1910 г. – СПб, 1910.
7.Телефонная сеть Казанского губернского земства (1905–1912 гг.). – Казань, 1914.
Процесс телефонизации страны осложнялся противоречивой государственной политикой. С одной стороны, в 1881 году было разрешено строить городские сети частным предпринимателям, с другой – после финансового успеха первой правительственной телефонной сети в Киеве, стремясь пополнить бюджет и в то же время вернуть себе монополию в этой области, государство в 1886 году приняло решение о прекращении выдачи концессий частным предпринимателям [2]. Ситуация осложнялась тем, что в шести крупнейших городах (в том числе в обеих столицах) не вполне прозрачным путем концессию получила Международная компания телефонов Белла, чье почти монопольное положение также волновало Главное управление почт и телеграфов (ГУПиТ), руководившее в то время отраслью.
Телефонная связь
в сельской местности до строительства земских телефонных сетей
В сельской местности, где число потенциальных абонентов было невелико, а расстояния между ними значительно больше, чем в городах, ожидаемые затраты на строительство и эксплуатацию возрастали во много раз, а если к этому добавить технические проблемы с затуханием тока, с плохой слышимостью – неудивительно, что желающих инвестировать в строительство сельских телефонных сетей с целью получения прибыли было мало.
Однако блага цивилизации в виде самого оперативного и простого в использовании средства связи – телефона – постепенно проникали и в сельскую местность. Еще в начале 1880-х годов многие предприниматели, землевладельцы и купцы стали соединять телефонными линиями свои конторы и склады, предприятия и имения [1]. Такие сети назывались частными, поскольку были предназначены только для частных нужд. Эти сети обслуживали только своих членов (отдельных лиц, представителей компании, учреждения), на чьи средства были построены и эксплуатировались. Сети содержались на основе пропорционального возмещения затрат на строительство и эксплуатацию, абонентская плата не взималась, предоставление платных услуг запрещено.
Развитие отдельных отраслей промышленности (горной, металлургической и др.), сельского хозяйства (торговля хлебом, производство сахара, винокурение и др.) требовало оперативной связи, и благодаря этому в регионах строились частные телефонные сети, соединявшие производственные и сельскохозяйственные предприятия не только между собой, но и с внешним миром – с почтово-телеграфными конторами, транспортными узлами и т.д. Протяженные частные сети существовали на горных заводах Урала, в Поволжье, в теперешнем Донецком угольном бассейне и других регионах.
В 1886 году начала работу частная Московская загородная сеть, соединившая московские квартиры крупных промышленников и конторы принадлежавших им заводов и фабрик в радиусе 100 верст от Москвы [1]. Эта сеть через пять лет перешла в казну и стала самой крупной среди немногочисленных коммерческих загородных сетей.
В середине 1880-х годов для жителей отдельных сельских районов в европейской части страны, где было недостаточно телеграфных учреждений, государством были построены специальные телефонные сети, служившие исключительно для передачи по телефону телеграмм. Так постепенно жители сельской местности стали получать доступ к телефонной связи.
Первые земские
телефонные сети (1899–1906 гг.)
Продолжавшиеся финансовые проблемы оказали влияние на государственную политику в области телефонной связи. Государство было не в состоянии удовлетворить многочисленные ходатайства о строительстве телефонных сетей, поступавшие с мест, и в декабре 1897 года было принято решение о широком привлечении к строительству телефонных сетей частных предпринимателей, компаний и органов общественного самоуправления – городских и земских учреждений [3].
Земства – органы местного самоуправления в сельской местности европейской части России – были созданы в результате земской реформы 1864 года. В их ведении находились: народное просвещение, здравоохранение, ветеринария, продовольственное дело, статистика, сельское хозяйство, пути и средства сообщения, земская почта (почтовая связь внутри уезда) и другие отрасли местного хозяйства, охватывавшие все стороны жизни. К концу 19 века земства имели солидный опыт в деле организации системы почтовой связи и транспорта в сельской местности. Телефон как средство оперативной передачи информации, облегчавший управление сложным земским хозяйством, не мог не привлечь внимание земских деятелей, которые постоянно сталкивались с коммуникационными проблемами, вызванными плохим состоянием дорог, нехваткой лошадей и т.д., а также все возраставшими транспортными расходами. Частные телефонные сети в регионах, будучи практически единственным примером использования телефонной связи в сельской местности, заставили земских деятелей, составлявших в то время одну из наиболее передовых частей общества, задуматься о телефонных сообщениях, которые бы обслуживали нужды земского самоуправления.
Как это нередко бывает, идея строительства телефонной сети возникла почти одновременно у земских деятелей в различных уездах и активно обсуждалась на земских собраниях, но первым стал Лебединский уезд Харьковской губернии, где в 1899 году заработала земская телефонная сеть (ЗТС). Основная цель, ради которой земства строили телефонные сети, – соединить земские учреждения в уезде (больницы, школы, волостные правления и т.п.) с земской управой. Дополнительно в сеть также включали местные государственные учреждения и должностных лиц (полицейские управления, почтово-телеграфные учреждения, квартиры становых приставов и др.). Кроме того, на первых порах земства стремились включать в сеть владельцев частных линий (на основе соглашения), чтобы сэкономить на прокладке линий. Частные лица, желавшие подключиться к сети, оплачивали строительство линии доступа, расходные материалы и телефонные аппараты.
Каждая земская телефонная сеть состояла практически из двух различных частей: телефонной сети в уездном городе и сети пригородных и местных междугородных телефонных линий, которые соединяли отдельные населенные пункты и уездный город между собой. Земские сети строились на средства, взятые взаймы под проценты из земских капиталов (специальных фондов), предназначенных на различные общественные нужды, а капиталы складывались из земских сборов – местных налогов.
К 1903 году работало уже свыше 15 земских телефонных сетей, самыми крупными на этом этапе стали ЗТС в Лохвицком, Белгородском, Бахмутском уездах [4, 5]. Вскоре земства столкнулись с финансовыми и техническими проблемами. В целях экономии сети строились по однопроводной системе, нередко были неудачно спроектированы. Отсутствие опыта в новом сложном деле, частые жалобы на плохую слышимость и помехи – все эти и другие проблемы не охладили пыл земских деятелей.
Первые земские телефонные сети широко обсуждались в периодической печати, причем у них были свои восторженные сторонники и осторожные противники [6]. Бытовало, например, мнение, что крестьянину телефон не нужен, это господская забава. Однако в архивных документах умоминаются ходатайства крестьянских обществ (т.е. населения деревень и сел) в уездные управы с просьбой провести телефон в тот или иной населенный пункт. Ходатайства подкреплялись более или менее солидной денежной суммой, которую собирали жители для этой цели. Сторонники телефонизации воспринимали телефонную сеть в уезде как средство повышения культурного уровня населения и поэтому считали, что все жители уезда должны иметь возможность пользоваться телефоном бесплатно.
Сначала ЗТС были отнесены к категории частных телефонных сетей и согласно законодательству были обязаны платить сбор за конкуренцию телеграфу, что составляло довольно солидную для земств сумму – за каждый включенный в сеть населенный пункт, где имелась телеграфная контора, ежегодная плата составляла 75 руб., за железнодорожную станцию, где имелся телеграф, – 25 руб. Кроме того, владельцы частных телефонных сетей не имели права предоставлять платные услуги, подключать платных абонентов, были обязаны предоставлять свои столбы для подвески проводов государственных телефонных сетей и др. [6].
Первоначальные восторг и эйфория сменились пониманием, что для дальнейшего развития земских телефонных сетей необходимо решить множество организационных и финансовых проблем. Эксплуатационные расходы, сбор за конкуренцию телеграфу и невозможность окупить затраты, другие достаточно обременительные условия, на которых ГУПиТ разрешало земства строить телефонные сети, – все эти обстоятельства заставили земских деятелей начать борьбу за отмену стеснительных ограничений. Весной 1902 года Бахмутское земство подало ходатайство о разрешении предоставлять платные услуги. Среди земских деятелей всегда было достаточно влиятельных и высокопоставленных людей, которые умели добиваться своего в высоких кабинетах, и благодаря настойчивости своих лидеров в 1903 году земства получили разрешение на подключение к сети платных абонентов, организацию платных разовых переговоров и платного обмена телефонограммами. С общей суммы платных услуг ЗТС обязаны были платить 3% в казну. С целью регламентации деятельности земств в области телефонного строительства были разработаны и утверждены "Условия устройства и эксплуатации земских телефонных сетей". В 1904 году для земств был отменен и сбор за конкуренцию телеграфу [6].
Все эти меры дали результат – в 1904 году заработали еще 15 земских сетей, всего их стало больше тридцати. В это же время земские деятели начали планировать строительство уже не скромных уездных, а крупных губернских телефонных сетей, главной целью которых было соединить телефонной связью все уездные города с центром губернии. Но только Казанскому губернскому земству удалось осуществить такой проект. Казанская губернская телефонная сеть заработала в 1906 году и вскоре стала образцом в организации обслуживания и эксплуатации [7]. Но, проанализировав финансовые показатели Казанской телефонной сети по услугам, связанным с передачей телеграмм по телефону и телефонограмм, ГУПиТ сочло, что государство понесло убытки от уменьшения телеграфного обмена в губернии – и решило более не выдавать разрешений на строительство губернских телефонных сетей [3]. Масштабные проекты телефонизации европейских губерний России остались нереализованными, но уездные сети продолжали развиваться своим чередом.
ЛИТЕРАТУРА
1.Материалы по истории связи в России XVIII – начало XIX вв. Обзор документальных материалов (под ред. Мальцевой Н.А.). – Л., 1966.
2.Почта и телеграф в XIX столетии. Министерство внутренних дел. Исторический очерк. Приложение второе. – СПб, 1901.
3.Российский государственный исторический архив. Ф. 1289. Оп. 6. Д. 466, 1673 и др. Оп. 9. Д. 702. Оп. 10. Д. 659, 688, 750, 1840, 1841, 1858, 1871, 1878, 2511, 2554 и др.
4.Земские телефонные сети. С 1900 по 1909 г. – Казань: Техн. отд. Казан. губ. зем. управы, 1912.
5.Список Телефонных сообщений Российской империи к 1 января 1916 года. Ч.1 (кроме междугородных линий и телефонов Финляндии). – Петроград: Изд. Глав. Управления Почт и Телеграфов, 1916.
6.Осадчий П.С. Десятилетие земских телефонов в России. 1899–1909: Доклад 2-му съезду лиц, окончивших Электротехнический институт императора Александра III, в феврале 1910 г. – СПб, 1910.
7.Телефонная сеть Казанского губернского земства (1905–1912 гг.). – Казань, 1914.
Отзывы читателей