Выпуск #2/2016
О.Фролова
Земские телефонные сети (из истории телефонизации России). Часть 2
Земские телефонные сети (из истории телефонизации России). Часть 2
Просмотры: 2216
Начало 20-го века ознаменовалось для земских телефонных сетей драматическими переходами от бурного развития к разрушению, а затем к восстановлению в новом качестве – основы сельской телефонной связи.
Теги: history of communication rural telephony zemstvo земства история телефонной связи сельская телефонная связь
Включение земских телефонных сетей в общую систему телефонной связи Российской империи
Земские сети разрастались, и вскоре возникла проблема: можно ли соединять соседние ЗТС и на каких основаниях. Законодательство запрещало присоединение к сети абонентов из соседних уездов или населенных пунктов, подключенных к соседним ЗТС. В каждом случае требовалось получить разрешение ГУПиТ, которое на первых порах шло навстречу земствам, и таким образом на практике этот запрет нередко нарушался.
Также было запрещено подключать к земской сети населенные пункты, где уже имелись городские телефонные сети (ГТС) общего пользования, чтобы избежать конкуренции. Но ходатайства земств о подключении к ГТС, принадлежавшим государству, продолжались, и было принято следующее решение: земские центральные телефонные станции приравняли к загородным абонентам государственных ГТС. Теперь земства должны были платить 125 руб. в год за каждый соединительный провод в районе двух верст от центральной станции ГТС, далее – 15 руб. за каждую версту и содержать за свой счет этот провод за пределами города [1].
Поскольку казенные ГТС строились в торговых и промышленных центрах, имевших важное значение для развития региона, земские абоненты были крайне заинтересованы в том, чтобы иметь с этими городами телефонную связь. Однако размер платы, расходы на содержание соединительных линий весьма обременяли земский бюджет. Нередко в уездных городах (в Полтаве, Тамбове, Харькове, Петергофе, Саратове и др.) городская телефонная сеть принадлежала казне, а земская – обеспечивала телефонной связью сельскую местность. В таких ситуациях ограниченное количество соединительных проводов между ЗТС и ГТС приводило к ухудшению качества связи, очередям, многочисленным жалобам, конфликтам. Кроме того, городские правительственные сети нередко злоупотребляли правом подвешивать свои провода на столбы земской сети. Обеспечение телефонной связью государственных учреждений и должностных лиц в уезде также оказалось весьма накладно для земств, которые направляли ходатайства в ГУПиТ, стремясь получить от государства возмещение за строительство и обслуживание таких телефонных линий, но неизменно получали отказ [2].
При столь значительных суммах, которые были вынуждены платить земские управы за соединение с ГТС, принадлежавшими государству, многие земства приняли естественное решение брать плату за разговор по такой междугородной линии со всех пользователей земской сети (правда, размер платы мог варьироваться для разных категорий пользователей).
Вслед за Казанским губернским земством многие пошли по пути расширения сферы платных услуг, что придало некоторым земским телефонным сетям коммерческий характер и сблизило их с сетями общего пользования [3]. В особенности это касалось южных регионов, где была развита хлебная торговля, винокурение, перерабатывающая промышленность.
Земские междугородные телефонные линии
В 1908–1911 годы ГУПиТ развернуло работу по упорядочению и переработке законодательства по телефонной связи. Это было вызвано как изменившимися политическими и экономическими условиями в стране, так и развернувшейся в обществе дискуссией о путях развития отечественной телефонной связи. Состояние дел в отрасли обсуждалось в Государственной думе, на съездах специалистов, в периодической печати. Рассматривались и вопросы, связанные с развитием земских телефонных сетей. В ходе работы над созданием единого законодательного документа, первоначально именовавшегося "Телефонным уставом", ГУПиТ провело анкетирование ЗТС, собрало и обобщило сведения, которые дали толчок новым законодательным инициативам, направленным на то, чтобы приблизить ЗТС к концессионным сетям общего пользования [2]. Однако на практике они были реализованы только в области междугородной телефонной связи.
Земства давно ходатайствовали о возможности соединения телефонными линиями соседних уездных городов одной губернии или двух смежных губерний, где имелись ЗТС. Для этого каждый раз необходимо было получить разрешение министра внутренних дел. Линии, соединявшие две сети разных уездов, приравнивались к междугородным телефонным сообщениям, а эту сферу государство держало под строгим контролем. Строительство междугородных телефонных сообщений долгое время вообще не развивалось, поскольку государство опасалось падения доходов от телеграфа, субсидии на развитие отрасли были недостаточны, а частные предприниматели в эту сферу были допущены только в 1904 году.
В 1909 году земствам разрешили строить междугородные линии общего пользования на основе правил, принятых для частных предпринимателей. Земства могли получать концессии на 18 лет, по истечении которых телефонные линии со всем оборудованием безвозмездно должны были перей-ти в собственность государства. Кроме того, земства были обязаны отчислять в казну 10% всех доходов [3]. Такие жесткие условия подходили не для всех ЗТС, многие из них создавались в регионах, где получение прибыли от местных междугородных линий по разным причинам было невозможно, и некоторым земствам пришлось отказаться от проектов, связанных с междугородной телефонной связью.
Однако для других земств открылись новые возможности. Первым концессию получило в 1910 году Белгородское земство на междугородную телефонную линию Белгород–Харьков. Эта крайне востребованная линия была построена еще в 1903 году на основании правил присоединения ЗТС к государственным ГТС. Земство тщетно пыталось добиться разрешения брать плату за переговоры по этой линии, которая приносила большие убытки [2]. После получения концессии линия стала давать земству неплохой доход.
Всего к 1916 году функционировало 29 земских междугородных линий, протяженность которых составляла 2 750 верст – примерно шестую часть от общей протяженности междугородных телефонных линий Российской империи [4].
Вклад земских телефонных сетей в телефонизацию страны (1908–1918 гг.)
К 1908 году в европейской части России работало уже свыше 100 земских уездных телефонных сетей, и земское телефонное строительство активно развивалось – сказался общий экономический подъем в стране. Пик пришелся на 1912–1914 годы, когда было построено свыше восьмидесяти сетей. Телефонизировались обширные райо-
ны Поволжья, Украины, Урала, Белоруссии.
К этому времени земства накопили большой опыт, которым охотно делились. При строительстве новой сети новички обращались с письменными запросами к более опытным коллегам из других земств, приезжали лично за консультациями. На многих ЗТС использовалось устаревшее оборудование, применялись не вполне профессиональные методы организации работы сети – налицо был ощутимый недостаток информации. В 1911 году по инициативе профессора П.С.Осадчего при Электротехническом институте (ЭТИ) в Санкт-Петербурге были организованы практические курсы по устройству и эксплуатации земских телефонов для сотрудников земских телефонных сетей. Лекции читали лучшие преподаватели ЭТИ, проводились практические консультации, в помещениях института была организована выставка телефонного оборудования, экспонаты для которой предоставили ведущие производители телефонной техники того времени: электротехнический завод Н.К.Гейслера, акционерное общество "Л.М.Эриксон и Ко", акционерное общество русских электротехнических заводов "Сименс&Гальске" [2]. К сожалению, в работе курсов приняли участие всего 10 человек. По всей видимости, высокая стоимость командировки в Петербург не позволила приехать большему числу специалистов.
Изменялась к лучшему организация обслуживания на ЗТС. Центральная станция обычно располагалась в уездном городе, откуда шли магистральные линии к узловым станциям, от которых прокладывались линии к уездным абонентам. В первое время чаще всего центральные станции располагались прямо в здании уездной управы, а для узловых выделялась комната или просто закуток в различных земских учреждениях, от больниц до волостных правлений. Поначалу, считая, что ничего сложного в этой работе нет, телефонистами нанимали по совместительству служителей приемных покоев при больницах, волостных писарей и мальчиков-рассыльных при правлениях, другой вспомогательный и малоквалифицированный персонал.
Вскоре стало ясно, что для нормальной работы телефонных станций и всей сети нужны грамотные специалисты и отдельные приспособленные для этого помещения. Протяженные телефонные линии часто требовали ремонта (рис.1), и вскоре в штатах земских сетей появились не только рабочие по ремонту, но и монтеры, заведующие сетью со средним специальным образованием. Нередко крупными сетями заведовали инженеры с высшим образованием.
Внедрение платных услуг на земских сетях вызвало необходимость перестройки системы обслуживания – введения повременной оплаты на переговорных пунктах, изменения системы отчетности. Вспомогательный персонал, подрабатывавший на телефонных станциях, был заменен квалифицированными телефонистками (рис.2).
Во многих уездах по мере расширения сетей для телефонных станций выделялись или покупались отдельные здания (рис.3), что вызывало дополнительные расходы на аренду или приобретение помещений, а также эксплуатационные расходы на отопление, освещение и др. Большинство ЗТС работали с 8 ч утра до 10 ч вечера в зимний период (октябрь – апрель) и с 7 ч утра до 11 ч вечера в летний период (май – сентябрь). Некоторые сети работали круглосуточно. При таком режиме требовалось большее число телефонисток. Спрос на телефонную связь был так велик, что на земских сетях активно использовались "автоматы" (так в то время называли таксофоны) – телефонные аппараты компании "Эриксон" с механическим монетоприемником [2].
Ведущие специалисты ГУПиТ понимали значение земских телефонных сетей для процесса телефонизации страны, стремились обобщить и использовать опыт, накопленный ЗТС. Были изданы пособия, где излагались принципы организации и эксплуатации ЗТС. Особенности земских сетей, объединявших городских и удаленных уездных абонентов, были учтены акционерным обществом "Л.М.Эриксон и Ко", активно сотрудничавшим с земствами и выпускавшим специальные земские коммутаторы, телефоны и другую технику, приспособленную для протяженных телефонных линий.
Начало Первой мировой войны в 1914 году затормозило развитие земских телефонных сетей. Промышленность была переориентирована на обслуживание военных заказов, и очень скоро все телефонные сети столкнулись с дефицитом проволоки, аппаратов и других материалов, необходимых для ремонта и эксплуатации, который вызвал значительное подорожание электротехнической продукции. Также остро ощущалась нехватка рабочих рук в связи с призывом в армию, что вызвало повышение стоимости труда. В результате многие земские управы были вынуждены отказаться от запланированного переоборудования или расширения сети [2]. Несмотря на все трудности военного периода, в 1914–1915 годах заработали свыше тридцати новых земских телефонных сетей. Общий экономический и политический кризис в стране углублялся, но, тем не менее, к 1916 году земские телефонные сети исправно работали почти в двухстах уездах европейской части Российской империи [4].
Революционные события 1917 года перенесли внимание общества на политические проблемы. Начавшаяся в 1918 году Гражданская война и углублявшаяся хозяйственная разруха принесли земским сетям значительные разрушения. Прекращение работы земских учреждений сделало ЗТС практически бесхозными. 6 июля 1919 года был принят декрет Совета Народных Комиссаров "О национализации телефонных сообщений Российской Республики", положивший начало процессу перехода телефонных сетей в государственную собственность и создания единой телефонной сети страны. Как отметил нарком связи В.Н.Подбельский, важную роль в этом процессе сыграли земские телефонные сети, ставшие в дальнейшем основой сельской телефонной связи [5].
ЛИТЕРАТУРА
1.Осадчий П.С. Десятилетие земских телефонов в России. 1899–1909: Доклад 2-му съезду лиц, окончивших Электротехнический институт императора Александра III, в феврале 1910 г. – СПб, 1910.
2.Российский государственный исторический архив. Ф. 1289. Оп. 6. Д. 466, 1673 и др. Оп. 9. Д.702. Оп. 10. Д. 659, 688, 750, 1840, 1841, 1858, 1871, 1878, 2511, 2554 и др.
3.Осадчий П.С. Краткий обзор развития земских телефонных сетей в России по 1914 год // Почтово-телеграфный журнал. Отд. неофиц. 1915. № 7–8.
4.Список Телефонных сообщений Российской империи к 1 января 1916 года. Ч. 1. (Кроме междугородных линий и телефонов Финляндии). – Петроград: Изд. Глав. Управления Почт и Телеграфов, 1916.
5.Подбельский В.Н. Почта, телеграф и телефон: В связи с социалистическим строительством страны. – М., 1919.
Земские сети разрастались, и вскоре возникла проблема: можно ли соединять соседние ЗТС и на каких основаниях. Законодательство запрещало присоединение к сети абонентов из соседних уездов или населенных пунктов, подключенных к соседним ЗТС. В каждом случае требовалось получить разрешение ГУПиТ, которое на первых порах шло навстречу земствам, и таким образом на практике этот запрет нередко нарушался.
Также было запрещено подключать к земской сети населенные пункты, где уже имелись городские телефонные сети (ГТС) общего пользования, чтобы избежать конкуренции. Но ходатайства земств о подключении к ГТС, принадлежавшим государству, продолжались, и было принято следующее решение: земские центральные телефонные станции приравняли к загородным абонентам государственных ГТС. Теперь земства должны были платить 125 руб. в год за каждый соединительный провод в районе двух верст от центральной станции ГТС, далее – 15 руб. за каждую версту и содержать за свой счет этот провод за пределами города [1].
Поскольку казенные ГТС строились в торговых и промышленных центрах, имевших важное значение для развития региона, земские абоненты были крайне заинтересованы в том, чтобы иметь с этими городами телефонную связь. Однако размер платы, расходы на содержание соединительных линий весьма обременяли земский бюджет. Нередко в уездных городах (в Полтаве, Тамбове, Харькове, Петергофе, Саратове и др.) городская телефонная сеть принадлежала казне, а земская – обеспечивала телефонной связью сельскую местность. В таких ситуациях ограниченное количество соединительных проводов между ЗТС и ГТС приводило к ухудшению качества связи, очередям, многочисленным жалобам, конфликтам. Кроме того, городские правительственные сети нередко злоупотребляли правом подвешивать свои провода на столбы земской сети. Обеспечение телефонной связью государственных учреждений и должностных лиц в уезде также оказалось весьма накладно для земств, которые направляли ходатайства в ГУПиТ, стремясь получить от государства возмещение за строительство и обслуживание таких телефонных линий, но неизменно получали отказ [2].
При столь значительных суммах, которые были вынуждены платить земские управы за соединение с ГТС, принадлежавшими государству, многие земства приняли естественное решение брать плату за разговор по такой междугородной линии со всех пользователей земской сети (правда, размер платы мог варьироваться для разных категорий пользователей).
Вслед за Казанским губернским земством многие пошли по пути расширения сферы платных услуг, что придало некоторым земским телефонным сетям коммерческий характер и сблизило их с сетями общего пользования [3]. В особенности это касалось южных регионов, где была развита хлебная торговля, винокурение, перерабатывающая промышленность.
Земские междугородные телефонные линии
В 1908–1911 годы ГУПиТ развернуло работу по упорядочению и переработке законодательства по телефонной связи. Это было вызвано как изменившимися политическими и экономическими условиями в стране, так и развернувшейся в обществе дискуссией о путях развития отечественной телефонной связи. Состояние дел в отрасли обсуждалось в Государственной думе, на съездах специалистов, в периодической печати. Рассматривались и вопросы, связанные с развитием земских телефонных сетей. В ходе работы над созданием единого законодательного документа, первоначально именовавшегося "Телефонным уставом", ГУПиТ провело анкетирование ЗТС, собрало и обобщило сведения, которые дали толчок новым законодательным инициативам, направленным на то, чтобы приблизить ЗТС к концессионным сетям общего пользования [2]. Однако на практике они были реализованы только в области междугородной телефонной связи.
Земства давно ходатайствовали о возможности соединения телефонными линиями соседних уездных городов одной губернии или двух смежных губерний, где имелись ЗТС. Для этого каждый раз необходимо было получить разрешение министра внутренних дел. Линии, соединявшие две сети разных уездов, приравнивались к междугородным телефонным сообщениям, а эту сферу государство держало под строгим контролем. Строительство междугородных телефонных сообщений долгое время вообще не развивалось, поскольку государство опасалось падения доходов от телеграфа, субсидии на развитие отрасли были недостаточны, а частные предприниматели в эту сферу были допущены только в 1904 году.
В 1909 году земствам разрешили строить междугородные линии общего пользования на основе правил, принятых для частных предпринимателей. Земства могли получать концессии на 18 лет, по истечении которых телефонные линии со всем оборудованием безвозмездно должны были перей-ти в собственность государства. Кроме того, земства были обязаны отчислять в казну 10% всех доходов [3]. Такие жесткие условия подходили не для всех ЗТС, многие из них создавались в регионах, где получение прибыли от местных междугородных линий по разным причинам было невозможно, и некоторым земствам пришлось отказаться от проектов, связанных с междугородной телефонной связью.
Однако для других земств открылись новые возможности. Первым концессию получило в 1910 году Белгородское земство на междугородную телефонную линию Белгород–Харьков. Эта крайне востребованная линия была построена еще в 1903 году на основании правил присоединения ЗТС к государственным ГТС. Земство тщетно пыталось добиться разрешения брать плату за переговоры по этой линии, которая приносила большие убытки [2]. После получения концессии линия стала давать земству неплохой доход.
Всего к 1916 году функционировало 29 земских междугородных линий, протяженность которых составляла 2 750 верст – примерно шестую часть от общей протяженности междугородных телефонных линий Российской империи [4].
Вклад земских телефонных сетей в телефонизацию страны (1908–1918 гг.)
К 1908 году в европейской части России работало уже свыше 100 земских уездных телефонных сетей, и земское телефонное строительство активно развивалось – сказался общий экономический подъем в стране. Пик пришелся на 1912–1914 годы, когда было построено свыше восьмидесяти сетей. Телефонизировались обширные райо-
ны Поволжья, Украины, Урала, Белоруссии.
К этому времени земства накопили большой опыт, которым охотно делились. При строительстве новой сети новички обращались с письменными запросами к более опытным коллегам из других земств, приезжали лично за консультациями. На многих ЗТС использовалось устаревшее оборудование, применялись не вполне профессиональные методы организации работы сети – налицо был ощутимый недостаток информации. В 1911 году по инициативе профессора П.С.Осадчего при Электротехническом институте (ЭТИ) в Санкт-Петербурге были организованы практические курсы по устройству и эксплуатации земских телефонов для сотрудников земских телефонных сетей. Лекции читали лучшие преподаватели ЭТИ, проводились практические консультации, в помещениях института была организована выставка телефонного оборудования, экспонаты для которой предоставили ведущие производители телефонной техники того времени: электротехнический завод Н.К.Гейслера, акционерное общество "Л.М.Эриксон и Ко", акционерное общество русских электротехнических заводов "Сименс&Гальске" [2]. К сожалению, в работе курсов приняли участие всего 10 человек. По всей видимости, высокая стоимость командировки в Петербург не позволила приехать большему числу специалистов.
Изменялась к лучшему организация обслуживания на ЗТС. Центральная станция обычно располагалась в уездном городе, откуда шли магистральные линии к узловым станциям, от которых прокладывались линии к уездным абонентам. В первое время чаще всего центральные станции располагались прямо в здании уездной управы, а для узловых выделялась комната или просто закуток в различных земских учреждениях, от больниц до волостных правлений. Поначалу, считая, что ничего сложного в этой работе нет, телефонистами нанимали по совместительству служителей приемных покоев при больницах, волостных писарей и мальчиков-рассыльных при правлениях, другой вспомогательный и малоквалифицированный персонал.
Вскоре стало ясно, что для нормальной работы телефонных станций и всей сети нужны грамотные специалисты и отдельные приспособленные для этого помещения. Протяженные телефонные линии часто требовали ремонта (рис.1), и вскоре в штатах земских сетей появились не только рабочие по ремонту, но и монтеры, заведующие сетью со средним специальным образованием. Нередко крупными сетями заведовали инженеры с высшим образованием.
Внедрение платных услуг на земских сетях вызвало необходимость перестройки системы обслуживания – введения повременной оплаты на переговорных пунктах, изменения системы отчетности. Вспомогательный персонал, подрабатывавший на телефонных станциях, был заменен квалифицированными телефонистками (рис.2).
Во многих уездах по мере расширения сетей для телефонных станций выделялись или покупались отдельные здания (рис.3), что вызывало дополнительные расходы на аренду или приобретение помещений, а также эксплуатационные расходы на отопление, освещение и др. Большинство ЗТС работали с 8 ч утра до 10 ч вечера в зимний период (октябрь – апрель) и с 7 ч утра до 11 ч вечера в летний период (май – сентябрь). Некоторые сети работали круглосуточно. При таком режиме требовалось большее число телефонисток. Спрос на телефонную связь был так велик, что на земских сетях активно использовались "автоматы" (так в то время называли таксофоны) – телефонные аппараты компании "Эриксон" с механическим монетоприемником [2].
Ведущие специалисты ГУПиТ понимали значение земских телефонных сетей для процесса телефонизации страны, стремились обобщить и использовать опыт, накопленный ЗТС. Были изданы пособия, где излагались принципы организации и эксплуатации ЗТС. Особенности земских сетей, объединявших городских и удаленных уездных абонентов, были учтены акционерным обществом "Л.М.Эриксон и Ко", активно сотрудничавшим с земствами и выпускавшим специальные земские коммутаторы, телефоны и другую технику, приспособленную для протяженных телефонных линий.
Начало Первой мировой войны в 1914 году затормозило развитие земских телефонных сетей. Промышленность была переориентирована на обслуживание военных заказов, и очень скоро все телефонные сети столкнулись с дефицитом проволоки, аппаратов и других материалов, необходимых для ремонта и эксплуатации, который вызвал значительное подорожание электротехнической продукции. Также остро ощущалась нехватка рабочих рук в связи с призывом в армию, что вызвало повышение стоимости труда. В результате многие земские управы были вынуждены отказаться от запланированного переоборудования или расширения сети [2]. Несмотря на все трудности военного периода, в 1914–1915 годах заработали свыше тридцати новых земских телефонных сетей. Общий экономический и политический кризис в стране углублялся, но, тем не менее, к 1916 году земские телефонные сети исправно работали почти в двухстах уездах европейской части Российской империи [4].
Революционные события 1917 года перенесли внимание общества на политические проблемы. Начавшаяся в 1918 году Гражданская война и углублявшаяся хозяйственная разруха принесли земским сетям значительные разрушения. Прекращение работы земских учреждений сделало ЗТС практически бесхозными. 6 июля 1919 года был принят декрет Совета Народных Комиссаров "О национализации телефонных сообщений Российской Республики", положивший начало процессу перехода телефонных сетей в государственную собственность и создания единой телефонной сети страны. Как отметил нарком связи В.Н.Подбельский, важную роль в этом процессе сыграли земские телефонные сети, ставшие в дальнейшем основой сельской телефонной связи [5].
ЛИТЕРАТУРА
1.Осадчий П.С. Десятилетие земских телефонов в России. 1899–1909: Доклад 2-му съезду лиц, окончивших Электротехнический институт императора Александра III, в феврале 1910 г. – СПб, 1910.
2.Российский государственный исторический архив. Ф. 1289. Оп. 6. Д. 466, 1673 и др. Оп. 9. Д.702. Оп. 10. Д. 659, 688, 750, 1840, 1841, 1858, 1871, 1878, 2511, 2554 и др.
3.Осадчий П.С. Краткий обзор развития земских телефонных сетей в России по 1914 год // Почтово-телеграфный журнал. Отд. неофиц. 1915. № 7–8.
4.Список Телефонных сообщений Российской империи к 1 января 1916 года. Ч. 1. (Кроме междугородных линий и телефонов Финляндии). – Петроград: Изд. Глав. Управления Почт и Телеграфов, 1916.
5.Подбельский В.Н. Почта, телеграф и телефон: В связи с социалистическим строительством страны. – М., 1919.
Отзывы читателей