В РФ сформировалась достаточно обширная нормативная правовая база в области информационной безопасности и защиты информации, однако сегодня существует необходимость в ее дальнейшем совершенствовании.

sitemap
Наш сайт использует cookies. Продолжая просмотр, вы даёте согласие на обработку персональных данных и соглашаетесь с нашей Политикой Конфиденциальности
Согласен
Поиск:

Вход
Архив журнала
Журналы
Медиаданные
Редакционная политика
Реклама
Авторам
Контакты
TS_pub
technospheramag
technospheramag
ТЕХНОСФЕРА_РИЦ
© 2001-2025
РИЦ Техносфера
Все права защищены
Тел. +7 (495) 234-0110
Оферта

Яндекс.Метрика
R&W
 
 
Вход:

Ваш e-mail:
Пароль:
 
Регистрация
Забыли пароль?
Выпуск #3/2016
А.Антипов
Информационная безопасность как объект правового регулирования
Просмотры: 4039
В РФ сформировалась достаточно обширная нормативная правовая база в области информационной безопасности и защиты информации, однако сегодня существует необходимость в ее дальнейшем совершенствовании.
Конец 20-го и начало 21-го века характеризовались новым этапом научно-технической революции – внедрением во все сферы жизни инфокоммуникационных технологий, оказывающих огромное влияние на все аспекты нашей жизни. В Российской Федерации сформировались необходимые условия для перехода к информационному обществу. Это отмечается и в Стратегии развития информационного общества в России, одобренной на заседании Совета безо­пасности Российской Федерации 25 июля 2007 года. Стратегия представляет собой политический документ и направлена на реализацию положений Окинавской Хартии глобального информационного общества. В ней определены цели и принципы развития информационного общества в России, роль государства в данном процессе, предусмотрены основные мероприятия по достижению целей развития информационного общества в России. Важное направление обеспечения информационной безопасности России – совершенствование ее правового обеспечения, включающего в себя согласованную систему нормативных актов, регулирующих рассматриваемые отношения, а также согласованную деятельность органов государственной власти по их развитию и совершенствованию. В России за довольно короткое время сформировалась достаточно обширная, относительно стабильная нормативная правовая база в области информационной безопасности и защиты информации, и в нас­тоящее время существует острая необходимость в ее дальнейшем совершенствовании для достижения обеспечения информационной безопасности личности, общества и государства.

Согласно ст. 29 Конституции РФ, каждый вправе свободно искать, получать, передавать, производить, распространять информацию любым законным способом. Информация является самостоятельным объек­том гражданского права (ст. 128 Гражданского кодекса РФ). Конституция РФ также закрепляет право доступа каждого к информации, непосредственно затрагивающей его права и свободы (ст. 24). Также согласно ст. 42 Конституции РФ каждый имеет право на достоверную информацию о состоянии окружающей среды. Указанные положения соответствуют нормам Международного пакта о гражданских и политических правах от 16 декабря 1996 года.

Однако свободный доступ к информации может ограничиваться в случае, если она представляет собой сведения, относящиеся к конфиденциальной информации. Особое регулирование применяется в отношении трех видов информации: сведений, отнесенных к государственной тайне; конфиденциаль­ной документированной информации; персональных данных.

Перечень сведений, составляющих государственную тайну, установлен в ст.5 закона РФ от 21 июля 1993 года № 5485-1 "О государственной тайне" и Указом Президента РФ от 30 ноября 1995 года № 1203 "Об утверждении перечня сведений, отнесенных к государственной тайне".

Перечень сведений, составляющих коммерческую тайну организации, определяет ее руководитель с учетом требований Федерального закона от 29 июня 2004 года № 98-ФЗ "О коммерческой тайне", ст.139 ГК РФ и Указа Президента РФ от 6 марта 1997 года № 188
"О Перечне сведений конфиденциального характера". К служебной тайне можно отнести любые сведения, известные работнику в связи с исполнением им своих должностных обязанностей. Необходимо отметить, что вызывает сомнение правомерность распространения условий охраны коммерческой тайны на тайну служебную, поскольку сохранение в тайне служебной информации, как правило, не обусловлено ее коммерческой ценностью. В тех случаях, когда законодательство устанавливает особые требования к ее соблюдению, принято говорить о профессиональной тайне (адвокатской, врачебной, нотариальной тайне и пр.).

Согласно ст.3 № 152-ФЗ "О персональных данных", любая информация, относящаяся к определенному или определяемому на основании такой информации физическому лицу, является персональными данными.

В последние годы в стране принят ряд законодательных актов, которые частично решили проблему правового регулирования в информационной сфере. Вместе с тем целый ряд аспектов нуждает­ся в серьезной правовой проработке – в частности, такие вопросы, как охрана интеллектуальной собственности, ответственность в сфере обращения охраняемой информации, защита электронного документа.

В условиях формирующегося глобального информационного пространства информация стала действенным инструментом власти. Возрастающая зависимость человека и общества от информации, реализация экономических и политических интересов с использованием информационных технологий, в том числе информационного оружия, главным объек­том которого является человек, привели к тому, что в третьем тысячелетии человечеству предстоит защищать не только информацию и информационные системы, но также и самого человека от негативных последствий информатизации. Особую опасность представляет возможность манипуляций различного рода информацией для негативного воздействия на процесс принятия политических решений [1].

Переход к рыночным отношениям в экономике вызвал появление на внутреннем российском рынке товаров и услуг множество отечественных и зарубежных коммерческих структур, в том числе производителей и потребителей информации, средств информатизации и защиты информации. Бесконтрольная деятельность этих структур по созданию и защите систем сбора, обработки, хранения и передачи статистической, финансовой, биржевой, налоговой, таможенной информации создает реальную угрозу безопасности России в сфере экономики.

Отставание отечественных информационных технологий, критическое состояние предприятий нацио­нальных отраслей промышленности, разрабатывающих и производящих средства информатизации, связи и защиты информации приводят к широкому использованию соответствующих импортных средств, что создает угрозу возникновения технологической зависимости России от иностранных государств и вынуждает федеральные органы при создании информационных систем идти по пути покупки иностранного оборудования и привлечения иностранных фирм. В результате повышается вероятность несанкционированного доступа к обрабатываемой информации.

В заключение необходимо сказать, что информацион­ная безопасность России – это базовая состав­ляющая национальной безопасности, напрямую влияющая на эффективную работу органов государственной власти и являющаяся неотъемлемым фактором в борьбе с организованной преступностью и мировым терроризмом. Внедрение современных технологий и законодательная основа должны стать мощным звеном в сфере информационной безопасности России.

ЛИТЕРАТУРА:

1.Кирьянов А.Ю. Сущность информационного аспекта национальной безопасности Российской Федерации // Международное публичное и частное право. 2005. № 3. С. 42.


А.Антипов, к.ю.н., адвокат, доцент кафедры ПЭиП МТУСИ

УДК 342
 
 Отзывы читателей
Разработка: студия Green Art