Большой научный и практический задел российского сегмента международной космической системы поиска и спасания КОСПАС-САРСАТ необходимо использовать при обеспечении безопасности в Арктическом регионе.

sitemap
Наш сайт использует cookies. Продолжая просмотр, вы даёте согласие на обработку персональных данных и соглашаетесь с нашей Политикой Конфиденциальности
Согласен
Поиск:

Вход
Архив журнала
Журналы
Медиаданные
Редакционная политика
Реклама
Авторам
Контакты
TS_pub
technospheramag
technospheramag
ТЕХНОСФЕРА_РИЦ
© 2001-2025
РИЦ Техносфера
Все права защищены
Тел. +7 (495) 234-0110
Оферта

Яндекс.Метрика
R&W
 
 
Вход:

Ваш e-mail:
Пароль:
 
Регистрация
Забыли пароль?
Книги по связи
Сб. статей под ред. Дмитриева С.А. и Слепова Н.Н. 3-е изд., перераб. и доп.
Другие серии книг:
Мир связи
Библиотека Института стратегий развития
Мир квантовых технологий
Мир математики
Мир физики и техники
Мир биологии и медицины
Мир химии
Мир наук о Земле
Мир материалов и технологий
Мир электроники
Мир программирования
Мир строительства
Мир цифровой обработки
Мир экономики
Мир дизайна
Мир увлечений
Мир робототехники и мехатроники
Для кофейников
Мир радиоэлектроники
Библиотечка «КВАНТ»
Умный дом
Мировые бренды
Вне серий
Библиотека климатехника
Мир транспорта
Мир фотоники
Мир станкостроения
Мир метрологии
Мир энергетики
Книги, изданные при поддержке РФФИ
Выпуск #5/2016
С.Мороз, Ю.Яскин
КОСПАС-САРСАТ: безопасность в арктике
Просмотры: 2098
Большой научный и практический задел российского сегмента международной космической системы поиска и спасания КОСПАС-САРСАТ необходимо использовать при обеспечении безопасности в Арктическом регионе.
Модернизация и развитие инфраструктуры арктической транспортной системы Российской Федерации, прогнозируемый рост морских перевозок по Северо-Западному проходу, дальнейшее освоение континентального шельфа, развитие и совершенствование арктического туризма, обеспечение функционирования транзитных и трансполярных воздушных маршрутов должны проводиться только с использованием возможностей системы комплексной безопасности – как территории и объектов, так и населения и конкретного человека. При этом обеспечению безопасности людей уделяется особое внимание в национальных программах и стратегиях развития Арктики и отдельных ее районов: уже существующие международные программы и проекты в области поиска и спасания в полной мере отражают эту направленность. Одну из наиболее востребованных таких программ реализует межправительственная организация, учрежденная в 1988 году в соответствии с Соглашением о международной программе КОСПАС-САРСАТ, подписанным бывшим СССР, Канадой, Францией и США.
Для обеспечения точных, своевременных и надежных данных о бедствии и его местоположении и уменьшения времени предоставления службам поиска и спасания данной информации участники КОСПАС-САРСАТ вводят в эксплуатацию спутниковую систему, способную обнаруживать сигналы бедствия от аварийных радиобуев, поддерживают ее, координируют и управляют ею. Всего с сентября 1982 года спасено более 39 тыс. человек, в том числе в РФ (СССР) – 1 747 человек в 259 поисково-спасательных операциях. Этот результат получен благодаря наличию развитой космической и наземной инфраструктуре.

В настоящее время Россия – полноправный участник существующей на протяжении более 30 лет и успешно функционирующей системы. При этом российский наземный сегмент КОСПАС-САРСАТ, существующий и перспективный, способен обеспечить в полном объеме выполнение функций приема и передачи информации о бедствии в Арктической зоне РФ. Аварийные радиобуи ("пользовательский" сегмент) производства российских предприятий и организаций успешно применяются не один год. Сейчас в Российской Федерации зарегистрировано более 20 тыс. радиобуев.
Ведущим предприятием в России, разрабатывающим и серийно выпускающим аварийные радиобуи (персональные, авиационные, морские) международной системы поиска и спасания КОСПАС-САРСАТ и аппаратуру потребителей ГЛОНАСС / GPS является филиал ОАО "Объединенная ракетно-космическая корпорация" – "Научно-исследовательский институт космического приборостроения" (филиал ОАО "ОРКК" – "НИИ КП"). Его аварийные радиобуи обеспечивают определение точных координат и передачу сигнала бедствия на частоте 406 МГц через космические аппараты КОСПАС-САРСАТ в любой точке земного шара (в том числе в Арктике), подают сигнал на частоте 121,5 МГц аварийно-спасательным службам при их приближении к месту бедствия, а также полностью соответствуют техническим требованиям КОСПАС-САРСАТ и имеют соответствующие сертификаты данной системы. Определенные типы радиомаяков соответствуют авиационным требованиям, требованиям Минтранса России, Морского регистра судоходства и Российского речного регистра. Такой большой научный и практический задел системы КОСПАС-САРСАТ необходимо использовать в решении вопроса обеспечения безопасности в Арктическом регионе.
Совместные усилия РОСКОСМОСА и МЧС России по разработке и внедрению комплексных средств безопасности носят постоянный и плановый характер. В 2015 году в ходе проводимых МЧС России комплексных учений (рис.1) в Арктической зоне (Мурманск, Архангельск) отрабатывались вопросы обозначения места бедствия с помощью персональных аварийных радиомаяков, наведения поисково-спасательных сил для оказания помощи и эвакуации пострадавших (рис.2).
Результатом проведенных мероприятий стало существенное сокращение времени доставки аварийного сигнала из труднодоступных и необеспеченных мобильной связью районов Крайнего Севера и Заполярья. В настоящее время совместно вырабатываются технические требования к аварийным маякам нового поколения, имеющим расширенные функциональные возможности.
Филиал ОАО "ОРКК" – "НИИ КП" как разработчик и производитель "пользовательского" сегмента КОСПАС-САРСАТ плодотворно сотрудничает с органами исполнительной власти (администрациями Архангельской области и Республики Саха (Якутия) и заинтересованными организациями ("Фонд полярных исследований "ПОЛЯРНЫЙ ФОНД", Благотворительный фонд "Клуб "Приключение") по вопросу обеспечения безопасности с использованием радиомаяков своего производства. Предприятие разработало не только линейку радиобуев 1-го класса (АСНАП-М, ПАРМ-406М), позволяющих их эксплуатировать в арктических условиях, но и уникальный переносной КС Тестер Т-406Н для их диагностики (рис.3а, б, в). Разработаны и готовы к серийному производству персональные радиомаяки ПАРМ-406П (рис.3, г), предназначенные для использования широким кругом наземных пользователей (туристы, альпинисты, охотники, геологи и др.).
Морской аварийный радиобуй АСНАП-М предназначен для определения и передачи координат места аварии на море (реке) и привода к месту аварии спасательных средств. Время непрерывной работы на передачу сигнала бедствия на частоте 406,04 МГц в космический сегмент системы поиска и спасения КОСПАС-САРСАТ и сопровождение спасательных средств на частоте 121,5 МГц к месту аварии составляет не менее 48 ч. АСНАП-М имеет в своем составе модуль ручного и автоматического включения. Технические возможности АСНАП-М позволяют в автоматическом режиме производить его отделение от надстройки морского или речного корабля (судна) и самостоятельно всплывать на водную поверхность с дальнейшей передачей сигнала бедствия, с высокой точностью производить определение координат своего местоположения по сигналам космических навигационных систем (КНС) ГЛОНАСС / GPS / GALILEO. Степень защиты конструкции соответствует IP68.
Персональный аварийный радиомаяк ПАРМ-406М предназначен для определения и передачи координат места аварии, привода к месту аварии спасательных сил, обеспечения симплексной голосовой связью терпящих бедствие людей с поисковой службой. ПАРМ-406М включает в себя ГЛОНАСС / GPS-приемник с антенной, передатчик на частоте 406,037 МГц и на частоте 121,5 МГц, индикатор для отображения навигационной и служебной информации, автономный источник питания, аккумуляторную батарею, зарядное устройство. Имеет в своей комплектации герметичный бокс. ПАРМ-406М обеспечивает работу передатчика сигнала на частоте 406,037 МГц не менее 24 ч, работу передатчика сигнала на частоте 121,5 МГц не менее 48 ч. Степень защиты конструкции соответствует IP67.
Для контроля технических характеристик радиосигналов, излучаемых аварийными радиомаяками и радиобуями, а также для контроля правильности кодирования проверяемых изделий при проведении регламентных работ нашим предприятием выпускается автоматический переносной КС Тестер Т-406Н. Результаты измерений записываются в память изделия и отображаются на экране жидкокристаллического индикатора.
Это оборудование получило высокую оценку в МО РФ. В настоящее время оснащаются персональными радиомаяками ПАРМ-406М снегоболотоходы (рис.4), изготавливаемые по заказу Государственного комитета по обеспечению безопасности жизнедеятельности населения Республики Саха (Якутия). Кроме того, ежегодно филиал ОАО "ОРКК" – "НИИ КП" помогает обеспечивать безопасность мероприятий, проводимых в полярных широтах, оснащая персональными радиомаяками ПАРМ-406М экспедиции к Северному полюсу под руководством Матвея Шпаро (рис.5), а в 2015 году – дрейфующую станцию "Северный полюс". Совместные шаги в этом направлении доказывают необходимость использования элементов КОСПАС-САРСАТ в Арктической зоне.
Применение морского аварийного радиобуя АСНАП-М, персонального аварийного радиомаяка ПАРМ-406М международной системы поиска и спасания КОСПАС-САРСАТ, существенно повысит оперативность оказания помощи людям, терпящим бедствие в морских, прибрежных или отдаленных районах Арктической зоны Российской Федерации.
 
 Отзывы читателей
Разработка: студия Green Art