Чтобы зарабатывать на IoT, операторы связи должны быть готовы к трансформации своего традиционного бизнеса, а также отойти от парадигмы "телематических SIM-карт".

DOI: 10.22184/2070-8963.2017.64.3.40.43
УДК 621.391

sitemap
Наш сайт использует cookies. Продолжая просмотр, вы даёте согласие на обработку персональных данных и соглашаетесь с нашей Политикой Конфиденциальности
Согласен
Поиск:

Вход
Архив журнала
Журналы
Медиаданные
Редакционная политика
Реклама
Авторам
Контакты
TS_pub
technospheramag
technospheramag
ТЕХНОСФЕРА_РИЦ
© 2001-2025
РИЦ Техносфера
Все права защищены
Тел. +7 (495) 234-0110
Оферта

Яндекс.Метрика
R&W
 
 
Вход:

Ваш e-mail:
Пароль:
 
Регистрация
Забыли пароль?
Книги по связи
Кааранен Х., Ахтиайнен А., Лаитинен Л.
Другие серии книг:
Мир связи
Библиотека Института стратегий развития
Мир квантовых технологий
Мир математики
Мир физики и техники
Мир биологии и медицины
Мир химии
Мир наук о Земле
Мир материалов и технологий
Мир электроники
Мир программирования
Мир строительства
Мир цифровой обработки
Мир экономики
Мир дизайна
Мир увлечений
Мир робототехники и мехатроники
Для кофейников
Мир радиоэлектроники
Библиотечка «КВАНТ»
Умный дом
Мировые бренды
Вне серий
Библиотека климатехника
Мир транспорта
Мир фотоники
Мир станкостроения
Мир метрологии
Мир энергетики
Книги, изданные при поддержке РФФИ
Выпуск #3/2017
Т.Толмачева
Операторы связи в поисках “золотой жилы”
Просмотры: 3544
Чтобы зарабатывать на IoT, операторы связи должны быть готовы к трансформации своего традиционного бизнеса, а также отойти от парадигмы "телематических SIM-карт".

DOI: 10.22184/2070-8963.2017.64.3.40.43
УДК 621.391
Многообещающий и многоликий…
Интернет вещей – это не монолитный, а лоскутный рынок. Его экосистема богата и разнообразна. Как и любой рынок на раннем этапе своего развития, он пока не имеет ни четких границ, ни унифицированных определений, что допускает его широкое понимание и толкование.
Интерес со стороны многих потенциальных игроков находится на достаточно высоком уровне несмотря на то, что спрос на технологии Интернета вещей – на низком. Ключевой сдерживающий фактор – несовершенство и дороговизна IoT-технологий. Именно поэтому потенциальные потребители в основной массе пока еще не могут оценить экономическую целесообразность и ценность сервисов Интернета вещей.
Каждый сегмент IoT-рынка отличается своими специфическими свойствами и характеристиками. Например, Интернет вещей в ЖКХ – это услуги дистанционного сбора и обработки показаний приборов учета коммунальных ресурсов. Они предполагают передачу регулярных, многочисленных, но небольших по объему сообщений. Это не требует высоких скоростей, но требует высокой надежности сети, в том числе и в условиях сложной среды, хорошего радиуса действия и автономности работы приборов. Интернет вещей в сегменте безопасности – это, в первую очередь, услуги видеонаблюдения, для которых требуется широкая полоса, высокие скорости, большие объемы хранения данных, высокоинтеллектуальные аналитические возможности (видеоаналитика, технологии распознавания). Особенности предоставляемых сервисов Интернета вещей, в свою очередь, предъявляют свои требования к сетевой инфраструктуре: разные группы IoT-сервисов будут использовать одну и ту же инфраструктуру с разной степенью эффективности.

Большинство сегментов рынка Интернета вещей имеют своих "прародителей". Например, его можно рассматривать как технологическую эволюцию телематики или телеметрии, развитие решений для диспетчеризации и автоматизации. Неслучайно операторы связи относят телематические услуги М2М к рынку Интернета вещей.
Борьба стандартов
А тем временем разворачивается серьезная конкурентная борьба между стандартами IoT. Несколько лет назад рынок предлагал только проприетарные стандарты (SigFox, Ingenu / RPMA, локальные). 2016 год выдался урожайным на запуск коммерческих сетей на базе технологии LoRa (открытый протокол LoRaWAN). Было запущено в коммерческую эксплуатацию порядка 10 коммерческих сетей LoRa. Их география: от нидерландской KPN, бельгийской Proximus и французских Orange и Objenious (дочерняя компания Bouygues Telecom) до тайваньской Asia Pacific Telecom.
В 2017 году ожидается подключение первых коммерческих сетей на базе NB-IoT и LTE-M. Оба стандарта были ратифицированы только в июне 2016 года. Из-за этого несотовые стандарты LPWA (SigFox, LoRa, RPMA) пока опережают в гонке за лидерство. Ожидается, что первые коммерческие NB-IoT-сети будут развернуты в Европе. Об этом объявили крупные европейские операторы Deutsche Telekom и Vodafone. Североамериканские операторы связи запускают сети на базе технологии LTE-M. Об этом уже объявили AT&T и Verizon. Пионером стала компания AT&T, которая первой запустила участок LTE-M сети в Сан-Франциско. До конца 2017 года оператор планирует развернуть эту технологию на всей территории своего присутствия. Verizon уверен, что он сможет опередить AT&T по скорости развертывания коммерческой сети LTE-M.
Какой стандарт будет доминировать на рынке – вопрос не одного года. Напрашивается сравнение с конкуренцией стандартов сотовой связи в "нулевых" годах. В любом случае большинство технологических компаний считают, что занять выжидательную позицию – потерять потенциально перспективный рынок. Не являются исключением и операторы связи, которые уже несколько лет находятся в настойчивом поиске новых возможностей роста.
Технологические
IoT-стратегии операторов связи
Для операторов связи, уже имеющих транспортную инфраструктуру передачи данных и мощные ЦОДы, модернизация и адаптация имеющейся инфраструктуры под IoT – это вполне логичный путь развития сетевой инфраструктуры и поиска новых точек роста.
Оценить размер возможностей для операторов сотовой связи на рынке Интернета вещей достаточно сложно. Во-первых, можно предположить, что из прогнозируемых подключенных миллиардов IoT-устройств лишь какая-то часть будет подключена к сетям мобильной связи (в случаях, когда необходимо обеспечивать значительное территориальное покрытие и мобильность, например в сегменте "подключенных" (connected) автомобилей). Если объекты находятся в рамках одного помещения или на ограниченной территории, то их, скорее всего, будут подключать с помощью технологий малого радиуса действия (Wi-Fi, Bluetooth, Z-Wave, ZigBee и др.). Во-вторых, хотя интернет-трафик – это один из важных источников дохода мобильных операторов, есть сомнения, что IoT-устройства способны генерировать большие объемы трафика. Типичное межмашинное соединение – это несколько байт данных в определенный отрезок времени. Объем трафика IoT-устройства мизерный по сравнению с трафиком смартфона или планшета. Несмотря на это, все крупные глобальные операторы мобильной связи (Vodafone, Telefonica, Verizon и др.) уже инвестируют в развитие инфраструктуры Интернета вещей, развитие продуктового предложения, формирование спроса на IoT-сервисы.
Операторы связи активно тестируют различные IoT-стандарты и разрабатывают свои технологические стратегии. В большинстве случаев NB-IoT популярнее в Европе, в то время как LTE-M имеет сильную поддержку со стороны североамериканских операторов связи (AT&T, американский T-Mobile, Verizon и др.). Тестируется технология LTE-M на небольших пилотах и в Европе. Например, по заявлению голландского монополиста KPN, оператор первым организовал тестирование стандарта LTE-M в партнерстве с Qualcomm и Ericsson. Не отстают от него и Telia с Telenor.
Отдельные операторы уже остановились на мультитехнологической IoT-стратегии. В качестве примера можно привести Orange. Компания в настоящее время разворачивает сеть LoRaWAN, но в дальнейшем намеревается использовать и другие стандарты Интернета вещей, например лицензированные 3GPP-стандарты NB-IoT и LTE-M. Компания предполагает создать такую архитектуру сети IoT, которая позволит работать без помех разным видам IoT-сетей. Orange уже развернул сеть LoRa на 18 городских территориях и в 1,3 тыс. городах (к концу первого полугодия 2016 года) и активно продолжает ее строительство и в 2017 году. Запустить сеть IoT на базе LTE Orange планирует к 2018 году. Технологическая стратегия Orange в отношении LPWA похожа на подходы SK Telecom. Южнокорейский оператор делает ставку на LoRa и LTE-M для предоставления IoT-сервисов.
Все глобальные операторы связи не только говорят об IoT как о важном стратегическом направлении бизнеса, но давно и достаточно активно развивают свои продуктовые предложения Интернета вещей. Так, в портфеле Verizon Enterprise – решения для "умного" города, мобильной коммерции, отслеживания управления активами, "умного" мониторинга; у AT&T это также решения для автомобилей, контроля показателей здоровья человека и др. У мировых операторов связи есть готовые решения для энергетики, транспорта, безопасности, других отраслей. Но в основном текущий IoT-бизнес у операторов связи – это либо интеграторские комплексные решения, либо телематический М2М-бизнес. Важно отметить, продажа IoT-решений намного сложнее продажи услуг сотовой связи и требует от продавцов другого набора компетенций.
Тем не менее, удельный вес текущего бизнеса IoT в общей выручке даже у операторов-лидеров на рынке IoT пока еще достаточно скромен. Хотя абсолютные значения уже впечатляют: по данным Verizon, в 2015 году компания заработала от IoT-направления 690 млн долл. США (общая выручка 132 млрд), IoT-платформой ThingSpace пользуются более 16 тыс. разработчиков; 10 крупнейших автопроизводителей используют платформу AT&T Drive, которая позволяет предоставлять такие сервисы как помощь на дорогах, погодные сводки, дорожное интернет-радио и др. По оценкам экспертов, к сети AT&T подключено 26 млн физических объектов, в том числе 9,4 млн автомобилей, а доходы AT&T от IoT-бизнеса уже превысили 1 млрд долл.
Важным событием на IoT-рынке стало появление тарифных планов специально для IoT. В октябре 2016 года AT&T объявила о тарифных планах, заточенных под IoT (1 Гб трафика и 500 сообщений за 25 долл. в год, 3 Гб трафика и 1 тыс. сообщений за 60 долл. в год, 5 Гб трафика и 1500 сообщений за 100 долл. за два года). В январе 2017 года американский T-Mobile объявил о новом ценовом предложении, которое наряду с дата-планом включает бесплатный Cat1 LTE модуль (производство Telit): 5 Мб трафика в месяц за годовую плату 20 долл. с устройства в первый год, 6 долл. – во второй год; другой тарифный план предлагает неограниченный трафик на скорости 64 кбит/с за 25 долл. в год за устройство.
Российские операторы связи
Для топ-3 сотовых операторов России направление Интернета вещей пока еще находится в парадигме "телематических SIM-карт" на базе технологии М2М. Тем не менее, они уже говорят о том, что все проекты IoT – это проекты с интеграторской функцией, что услуги связи занимают незначительную долю в цепочке создания ценности на рынке Интернета вещей, а основные IoT-доходы пойдут от продажи IoT-устройств / оборудования, платформ, аналитических и других сервисов.
Так, МТС в опубликованном в сентябре 2016 года своем аналитическом отчете "Российский рынок M2M / IoT эволюционирует от SIM-карты к технологиям Big Data" указывает, что в первом полугодии 2016 года выручка от простого доступа телематических SIM-карт к сетям операторов показала нулевую динамику и заняла всего 1% в доле выручки операторов на рынке M2M. По мнению оператора, потенциал рынка в комплексных отраслевых решениях, а выручка от услуг передачи данных для IoT-устройств будет сокращаться.
Российские операторы подтверждают свои намерения развивать направление Интернета вещей и заявляют о планах запуска пилотных проектов в 2017 году. В 2016 году МТС тестировали две технологии под Интернет вещей: NB IoT – совместно с Nokia, EC-GSM – с Ericsson. "МегаФон" также объявлял о совместном тестировании стандарта NB-IoT с Huawei. На выставке "Иннопром-2016" в июле было продемонстрировано решение "Умная парковка" (без энергоснабжения), в IV квартале 2016 года планировался пилотный запуск "умной" парковки в Москве, а в 2017-м – федерализация покрытия NB IoT. "МегаФон" заявляет, что реализует ряд проектов по ключевым направлениям промышленного интернета: "умная энергетика" (с "Россети", "Газпром Межрегионгаз Санкт-Петербург"), "умный транспорт" ("РТ-Инвест Транспортные Системы"), "умный город" (УМВД по г. Самара) и др. Помимо корпоративного рынка, оператор рассматривает и возможность предложения решений для массового сегмента: "умный" дом, устройства для домашних животных, носимые медицинские и фитнес-устройства.
Несмотря на все оптимистичные заявления, текущая оценка и прогнозы IoT-российского рынка в сегменте операторов связи привязаны исключительно к М2М-услугам.
Неоптимистичный прогноз на 2017 год
Хотелось бы быть оптимистом и в заключение прогнозировать большие перспективы для российского рынка Интернета вещей. Но, наверное, слишком много информационного шума и много сдерживающих факторов, чтобы с уверенностью заявлять о бурном развитии инфраструктуры IoT и самого рынка в России в 2017 году.
В конце 2015 – начале 2016 года в мировой прессе активно обсуждалось, может ли IoT оказаться очередным ИТ-пузырем. И были для этого достаточно серьезные доводы. Маркетинговая машина создала много красивых историй об Интернете вещей, прогнозируя миллиарды подключенных взаимосвязанных устройств в 20-х годах, обслуживающих фантастические потребности пользователей, например, такие как "умный" холодильник с функцией самоконтроля. Возникает вопрос: сколько пользователю нужно заплатить за такую функцию и насколько она оправдана для удовлетворения такой потребности? И в бизнесе, и частной жизни все решения принимаются очень прагматично.
Уже сейчас понятно, что операторский IoT-бизнес не сможет сгенерировать в ближайшие несколько лет выручку, которая компенсирует их выпадающие доходы, – но также и очевидно, что по мере развития рынка все больше компаний будут подключать свои физические объекты к сетям связи. И не важно, будет это все называться термином "Интернет вещей" или другим термином. Также очевидно, что операторы связи смогут зарабатывать на Интернете вещей, если они будут готовы к трансформации своего традиционного бизнеса "голоса и данных" и если они отойдут от парадигмы телематических SIM-карт и посмотрят шире на весь спектр новых технологий.
 
 Отзывы читателей
Разработка: студия Green Art