Рынок беспилотных автомобилей совсем молод и пока еще практически бесправен в силу неизбежного отставания законодательной базы от технологий, однако огромные перспективы его развития в ближайшие годы ни у кого уже не вызывают сомнений. Как и во всем мире, в России предпринимаются решительные шаги для приближения беспилотного будущего автотранспорта.

sitemap
Наш сайт использует cookies. Продолжая просмотр, вы даёте согласие на обработку персональных данных и соглашаетесь с нашей Политикой Конфиденциальности
Согласен
Поиск:

Вход
Архив журнала
Журналы
Медиаданные
Редакционная политика
Реклама
Авторам
Контакты
TS_pub
technospheramag
technospheramag
ТЕХНОСФЕРА_РИЦ
© 2001-2025
РИЦ Техносфера
Все права защищены
Тел. +7 (495) 234-0110
Оферта

Яндекс.Метрика
R&W
 
 
Вход:

Ваш e-mail:
Пароль:
 
Регистрация
Забыли пароль?
Книги по связи
Под редакцией члена-корреспондента РАН В.С. Вербы / В.С. Верба, К.Ю. Гаврилов, А.Р. Ильчук, Б.Г. Татарский, А.А. Филатов
Другие серии книг:
Мир связи
Библиотека Института стратегий развития
Мир квантовых технологий
Мир математики
Мир физики и техники
Мир биологии и медицины
Мир химии
Мир наук о Земле
Мир материалов и технологий
Мир электроники
Мир программирования
Мир строительства
Мир цифровой обработки
Мир экономики
Мир дизайна
Мир увлечений
Мир робототехники и мехатроники
Для кофейников
Мир радиоэлектроники
Библиотечка «КВАНТ»
Умный дом
Мировые бренды
Вне серий
Библиотека климатехника
Мир транспорта
Мир фотоники
Мир станкостроения
Мир метрологии
Мир энергетики
Книги, изданные при поддержке РФФИ
Выпуск #4/2019
Л.Павлова
РОБОМОБИЛИ ВЫХОДЯТ В ЛЮДИ
Просмотры: 1831
Рынок беспилотных автомобилей совсем молод и пока еще практически бесправен в силу неизбежного отставания законодательной базы от технологий, однако огромные перспективы его развития в ближайшие годы ни у кого уже не вызывают сомнений. Как и во всем мире, в России предпринимаются решительные шаги для приближения беспилотного будущего автотранспорта.
Начало большого пути
В конце ноября 2018 года вышел в свет прорывной для рынка беспилотных автомобилей (их еще называют автономными автомобилями, самоуправляемыми машинами, робомобилями, робокарами) нашей страны документ – Постановление Правительства РФ № 1415, в соответствии с которым с 1 декабря 2018 года по 1 марта 2022 года на автомобильных дорогах общего пользования Москвы и Татарстана решено провести эксперимент по опытной эксплуатации высокоавтоматизированных транспортных средств. Испытательной лабораторией определено ФГУП "НАМИ", которое займется оценкой соответствия требованиям безопасности высокоавтоматизированных транспортных средств – автотранспорта, оснащенного аппаратурой для беспилотного управления (при этом должна быть обеспечена возможность переключиться на ручной режим управления, в том числе для предотвращения ДТП). На территории испытательного полигона НАМИ создана специальная площадка для испытаний беспилотников на площади 25 га. В числе участников эксперимента – МВД РФ, Минпромторг России, правительство Москвы, МАДИ, рабочая группа по разработке и реализации дорожной карты "Автонет", научный центр НАМИ, владельцы автоматизированных транспортных средств (Яндекс, группа "ГАЗ", ПАО "КамАЗ) и ряд других организаций. В соответствии с документом, с 1 декабря 2018 года производители беспилотников могут подать заявку во ФГУП "НАМИ", предварительно застраховав на 10 млн руб. каждый из участвующих в эксперименте беспилотников. После прохождения сертификации (по экспертным оценкам, процедуры тестирования займут около трех-четырех месяцев) НАМИ выдает заключение о допуске автомобиля на дороги. Далее документы подают­ся в МВД, где машина регистрируется, на нее выдается особый техпаспорт на ТС – и после этого беспилотник может тестироваться на автомобильных дорогах общего пользования. Цель эксперимента – выработка технических требований к автоматизированной системе вождения, что позволит разработать технические регламенты и документы по стандартизации – по сути, обновить правила дорожного движения. А для начала – разобраться с терминами.

Для проведения эксперимента разработан специальный знак с литерой "А" ("Автономное вождение"), который полностью соответствует ГОСТу и может быть официально использован на автотранспорте. Демонстрацией прототипа этого знака был открыт форум городской мобильности Urban Mobility Forum, собравший 30 ноября специалистов автомобильной, транспортной, инфокоммуникационной отраслей, а также представителей государственных органов.

Россия стремится войти в авангард разработчиков соответствующей нормативно-правовой и нормативно-технической базы для беспилотников. В США в 2017 году был принят закон, известный как Self Drive Act; тогда же соответствующий акт был принят в Китае; аналогичное законодательство сейчас форми­руется в европейских странах. У нас до перехода в практическую плоскость подготовительный период занял два с половиной года: в 2016 году постановлением правительства была принята Национальная технологическая инициатива (НТИ) "Автонет" – госпрограмма по поддержке инновационных разработок в области беспилотного автомобильного транспорта, в 2017-м – создана рабочая группа для разработки и реализации планов мероприятий (дорожных карт) по совершенствованию законодательства и устранению административных барьеров в этой области; в марте 2018 года утверждена дорожная карта "Автонет" на период до 2035 года. Ее реализация направлена на развитие и продвижение, в том числе на формирующиеся глобальные рынки, продукции и услуг в сфере мультимодальной логистики, навигационных технологий, систем содействия водителю, технологий кибербезопасности, систем беспроводной связи нового поколения, технологий в сфере микроэлектротранспорта и др.

Как сообщил в своем докладе на форуме заместитель директора департамента автомобильной промышленности и железнодорожного машиностроения Минпромторга России Тигран Парсаданян, к 2035 году в результате реализации дорожной карты пять российских компаний должны будут войти в мировые топ-50 рынка "Автонет" по объе­му продаж и услуг; 70% продуктов и услуг рынка "Автонет" – иметь полный цикл разработки и производства в России; Россия – войти в мировую двадцатку по объему потребления продуктов и услуг рынка "Автонет" на душу населения.

К слову, дорожной картой предусмотрена разработка концепции и классификатора "профессий будущего" с учетом необходимых компетенций. К 2020 году планируется сформировать список вузов, которые будут разрабатывать и внедрять в систему образования инновационные программы подготовки специалистов для рынка "Автонет" – и в ближайшие 10 лет в России вполне могут появиться новые профессии, такие как инженер по созданию цифровых двойников, специалист по цифровым аномалиям, виртуальный полицейский, комиссар по регулированию аварийных ситуаций с беспилотниками…

Через термины – к прогнозам

Заместитель руководителя Росстандарта Алексей Кулешов отметил в своем выступлении, что постановление правительства о проведении эксперимента, действительно, стало большим шагом в начале пути к переходу на беспилотный транспорт, но в целом нормативно-правовое регулирование строится на профессиональном уровне – разработке и утверждении национальных стандартов (в том числе и предварительных), использовании их через ссылки в "переходных" нормативных правовых актах (НПА) для апробации; анализе применения новых стандартов и при необходимости – их корректировке; продвижении в качестве основы для ГТП ООН и Правил ООН; использовании ссылок на ГОСТы, ГТП ООН и Правила ООН в национальных НПА и техническом регламенте "О безопасности колесных транспортных средств". "К сожалению, сегодня для беспилотного транспорта фактически не существует понятного и четкого нормирования в части национальной стандартизации, – признал А.Кулешов. – Более того, нет единых терминов. Беспилотный автомобиль, или автономный, или еще как-то его назвать – есть теоретические, скажем так, размышления, но конкретных терминов нормативно-технического и правового поля не существует". Этот пробел призвана устранить новая программа стандартизации, в том числе для беспилотного транспорта, подготовленная Росстандартом в тесном сотрудничестве с рабочей группой НТИ "Автонет". "В сентябре этого года мы отменили устаревшие стандарты для автопроизводителей, и сегодня у нас есть возможность с чистого листа начать национальное нормирование так, как мы это видим; писать те стандарты, которые соответствуют реальному уровню развития, либо создавать технологический задел для дальнейшего развития", – отметил А.Кулешов. При этом качественно проработанные национальные стандарты могут стать основой для принятия на регио­нальном и международном уровне, что позволит защитить национальные экономические и технологические интересы российских компаний, уверен замглавы Росстандарта.

Оптимистичное будущее мирового рынка беспилотных автомобилей предсказывают многочисленные исследования, из которых наиболее часто цитируется прогноз Json & Partners, при построении которого аналитики опирались на оценки компаний JP Морган, Статиста, PWC, HIS, BCG, BI Intelligence, GSMA и др. В нем, в частности, сообщается, что основной прирост беспилотных авто начнется с 2025 года (на этот период большинство автоконцернов анонсировали массовый выпуск робомобилей 3-го класса автономности), и к 2035 году рынок вырастет до 30,4 млн машин в год; Tesla будет доминировать на рынке беспилотников до 2020 года, пока в игру не включатся другие крупнейшие автоигроки – Toyota, General Motors, Volkswagen Mercedes-Benz, Audi и др. (при этом конкуренция позволит снизить цены на робомобили); ежегодные продажи увеличатся к 2035 году до 364,8 млрд долл., причем в общем объеме продаж автономных авто Китай займет 33% мирового рынка, США – 26%, Европа – 21%; автономное вождение 3-го уровня станет реальностью уже в 2021 году.

Что касается уровней автоматизации автомобилей, то разработанная Сообществом автомобильных инженеров (SAE) классификация предлагает такой подход: нулевой уровень – отсутствие контроля над машиной, но может присутствовать система уведомлений; 1-й уровень – водитель должен быть готов в любой момент взять управление на себя (могут присутствовать автоматизированные системы круиз-контроля, автоматической парковки, предупреждения о сходе с полосы); 2-й уровень – водитель должен реагировать, если система не смогла справиться самостоятельно (система управляет ускорением, торможением и рулением, система может быть отключена); 3-й уровень – водитель может не контролировать машину на дорогах с "предсказуемым" движением (например, автобаны), но быть готовым взять управление; 4-й уровень – аналогичный 3-му уровню, но уже не требует внимания водителя; 5-й уровень – со стороны человека не требуется никаких действий, кроме старта системы и указания пункта назначения (автоматизированная система может доехать до любой точки назначения, если это не запрещено законом).

Минпромторг России в лице Т.Парсаданяна предлагает такую трактовку уровней: нулевой – распознавание дорожных знаков, предупреждение о потенциальном столкновении, контроль "слепых" зон, предупреждение о выходе из полосы движения; 1-й – адаптивный круиз-контроль, автоматическое экстренное торможение (движущееся или неподвижное препятствие); 2-й – ассистент движения в пробках, удержание в полосе движения, автоматизированная парковка; 3-й – автономное движение на малых скоростях, автономное движение на закрытых территориях, водитель должен иметь возможность в любой момент взять управление на себя; 4-й – автономное движение на автомагистралях на больших скоростях, движение в колонне, водитель должен иметь возможность в любой момент взять управление на себя; 5-й – полностью автономное движение, водитель не обязан следить за дорогой.

Можно заметить некоторое разночтение в двух подходах, но в любом случае сегодня пятый уровень представляется несколько отдаленным будущим. Как заметил на форуме соруководитель рабочей группы по разработке и реализации дорожной карты НТИ "Автонет" Александр Гурко, пока мы можем говорить о третьем и приближении к четвертому уровню автоматизации автомобилей.

Тем не менее, по мнению аналитиков Json & Partners, влияние беспилотного вождения на экономику сначала городов, а потом и стран станет заметным уже к 2022–2023 годам. Но "умные" машины потребуют высокоскоростного подключения к сети, они будут генерировать огромные объемы трафика – и нынешняя телекоммуникационная инфраструктура потребует скорейшей модернизации.

Связь для беспилотников
В своем докладе на форуме Т.Парсаданян выделил три основных барьера, препятствующих полноценному выходу беспилотников на российские дороги: неготовность законодательства к отсутствию на борту водителя (не определена ответственность за причинение вреда, не разработаны регламенты и меры технического регулирования); неготовность телекоммуникационной инфраструктуры (отсутствие развернутых сетей 5G, DSRC и C-V2X); неготовность системы технического зрения и принятия решений. Для преодоления этих барьеров ведется проработка законодательной базы на международном, региональном и национальном уровнях; совершенствуются стандарты и оборудование сетей 5G, DSRC, C-V2X, а также тестируется взаимодействие автомобилей и сетей связи на специализированных полигонах; дорабатывается программное обеспечение и совершенствуются 3D-карты местности с тестированием решений на специализированных полигонах.

А.Гурко уверен, что технологии связи DSRC 802.11p и Cellular-V2X (С-V2X) на сегодняшний день являются безальтернативными кандидатами для реализации сценариев взаимодействия "автомобиль – автомобиль" и "автомобиль – инфраструктура". Указанные технологии могут обеспечить выполнение ключевых требований, основные из которых: высокие относительные скорости объектов (более 260 км/ч); низкие задержки передачи сообщений (менее 100 мс); высокая пропускная способность (более 20 Мбит/с); выделенные каналы для сообщений, связанных с безопасностью; высокая надежность, наличие механизмов разрешения коллизий в условиях высокой загрузки; обеспечение аутентификации участников обмена данными и конфиденциальности передаваемых данных. По словам А.Гурко, НТИ "Автонет" включилась в тестирование технологий Vehicle-to-Everything (V2X). "Сейчас реализуются совместно с НАМИ и государственной компанией "Автодор" проек­ты по тестированию различных сценариев, связанных с безопасностью дорожного движения, управлением дорожным движением, – сообщил А.Гурко. – Эти технологии активно развиваются в мире, сейчас идет примерно 12 пилотов. Хорошо, что и мы в России приступили к пилотированию этих технологий, разворачиваем платформы и оборудование на основе стандартов DSRC/WAVE и ITS-G5, в 2019 году будет продолжение с использованием стандарта C-V2X". По словам А.Гурко, развитие этих технологий позволит решить три самые важные задачи для современного дорожного движения: сократить в разы количество опасных ДТП, многочасовые "пробки", а также ускорить внедрение автоматизированных автомобилей в повседневную жизнь.

На самом деле, в настоящее время стандартизированной технической базы для связи беспилотных автомобилей не существует. В то время как, например, Китай использует технологию C-V2X, основанную на мобильной сети, Европа и США планируют внедрить стандарты передачи данных на основе Wi-Fi (DSRC и ITS-G5) совместно с C-V2X. Россия, судя по пилотным проектам, рассматривает все варианты.

Еще раз об эксперименте
На правительственном совещании 26 ноября 2018 года, когда было подписано постановление о проведении эксперимента по опытной эксплуатации высокоавтоматизированных транспортных средств, вице-премьер Максим Акимов отметил: "Отдельным блоком у нас в эксперименте идет трек по использованию транспорта в зимних условиях. И это не одна, не две и не три компании. У нас на так называемую зимнюю олимпиаду в рамках НТИ заявлено 27 компаний, которые на полигоне будут в суровых условиях тестировать эксплуатацию беспилотного транспорта".

К концу января 2019 года участниками конкурса "Зимний город", организованного РВК, АСИ и Фондом "Сколково" и направленного на создание беспилотного автомобиля, способного передвигаться в экстремальных условиях русской зимы, стали 13 команд: SmartVision Tomsk (альянс "Техническое зрение", Томск); СноуБот (Аврора Роботикс, Москва); Icy Riders (OOO "Север", Рязань); Innoteam (Университет Иннополис, Республика Татарстан); ИТС СПРУТ (ООО "ИТС СПРУТ", Магнитогорск); НГТУ (Нижегородский государственный технический университет); StarLine (НПО "СтарЛайн", Санкт-Петербург); АВТО-РТК (объединенная команда Научно-конструкторского бюро вычислительных систем и компании "Бортовые интеллектуальные системы" из Таганрога,  ЮФУ и ЮЗГУ); Зимний город МАДИ (Московский автомобильно-дорожный государственный технический университет); Альфа (Ковровская государственная технологическая академия, Владимирская область); CVLRobotics (Московский политехнический университет); BaseTracK (ООО "Энерго", Москва); RoboLife (Ульяновский государственный технический университет).

С 26 февраля по 5 марта командам предстоит испытать свои беспилотники на полигоне НАМИ в Дмитровском районе Московской области. Участники должны будут выполнить серию заданий, которые позволят проверить способность автомобилей адекватно распознавать и реагировать на дорожные ситуации в сложных погодных условиях, при плохой разметке, низкой видимости дорожных знаков, наледи и снежных заносах. Среди заданий квалификационного этапа – объезд препятствий, движение в пробке, проезд регулируемого и нерегулируемого перекрестка, поворот налево, парковка и др. На полигоне имитированы условия реальной городской среды: воссозданы движения пешеходов и других автомобилей, дорожные работы. Команды, успешно выполнившие как минимум половину заданий, пройдут в финал. Финальные испытания конкурса пройдут в декабре 2019 года. Победителем станет команда, чей беспилотник сможет преодолеть технологический барьер – проехать 50 км по зимним дорогам быстрее чем за три часа, соблюдая при этом правила дорожного движения. Призовой фонд конкурса составляет 175 млн руб.

После зимних испытаний беспилотников начнутся весенние и летние, а затем, по словам М.Акимова, правительство ожидает конкретных предложений по корректировке нормативной базы и, соответственно, по корректировке технических регламентов, которые требуются для дальнейшего развития направления беспилотных авто.
 
 Отзывы читателей
Разработка: студия Green Art