DOI: 10.22184/2070-8963.2020.89.4.20.22

В рамках вебинара "Бизнес-диалог. Спутниковый интернет: VSAT vs COVID-19" производители VSAT-оборудования и операторы поделились опытом работы в условиях пандемии и самоизоляции, обсудили новые тренды на рынке спутникового ШПД в России и мире. Мероприятие было организовано ГП КС в партнерстве с интернет-порталом о спутниковом интернете в России KA-BAND.INFO.

sitemap
Наш сайт использует cookies. Продолжая просмотр, вы даёте согласие на обработку персональных данных и соглашаетесь с нашей Политикой Конфиденциальности
Согласен
Поиск:

Вход
Архив журнала
Журналы
Медиаданные
Редакционная политика
Реклама
Авторам
Контакты
TS_pub
technospheramag
technospheramag
ТЕХНОСФЕРА_РИЦ
© 2001-2025
РИЦ Техносфера
Все права защищены
Тел. +7 (495) 234-0110
Оферта

Яндекс.Метрика
R&W
 
 
Вход:

Ваш e-mail:
Пароль:
 
Регистрация
Забыли пароль?
Книги по связи
Трещиков В.Н., Листвин В.Н.
Другие серии книг:
Мир связи
Библиотека Института стратегий развития
Мир квантовых технологий
Мир математики
Мир физики и техники
Мир биологии и медицины
Мир химии
Мир наук о Земле
Мир материалов и технологий
Мир электроники
Мир программирования
Мир строительства
Мир цифровой обработки
Мир экономики
Мир дизайна
Мир увлечений
Мир робототехники и мехатроники
Для кофейников
Мир радиоэлектроники
Библиотечка «КВАНТ»
Умный дом
Мировые бренды
Вне серий
Библиотека климатехника
Мир транспорта
Мир фотоники
Мир станкостроения
Мир метрологии
Мир энергетики
Книги, изданные при поддержке РФФИ
Выпуск #4/2020
Л.Павлова
РЫНОК VSAT отвечает на вызовы COVID-19
Просмотры: 2919
DOI: 10.22184/2070-8963.2020.89.4.20.22

В рамках вебинара "Бизнес-диалог. Спутниковый интернет: VSAT vs COVID-19" производители VSAT-оборудования и операторы поделились опытом работы в условиях пандемии и самоизоляции, обсудили новые тренды на рынке спутникового ШПД в России и мире. Мероприятие было организовано ГП КС в партнерстве с интернет-порталом о спутниковом интернете в России KA-BAND.INFO.
РЫНОК VSAT отвечает на вызовы COVID-19
Л.Павлова


В рамках вебинара "Бизнес-диалог. Спутниковый интернет: VSAT vs COVID-19" производители VSAT-оборудования и операторы поделились опытом работы в условиях пандемии и самоизоляции, обсудили новые тренды на рынке спутникового ШПД в России и мире. Мероприятие было организовано ГП КС в партнерстве с интернет-порталом о спутниковом интернете в России KA-BAND.INFO.


Тренды от вендоров

Пандемия внесла свои коррективы в режим работы абсолютно всех участников рынка. Как рассказал заместитель генерального директора по развитию и эксплуатации систем связи ФГУП "Космическая связь" Евгений Буйдинов, на предприятии для сохранения здоровья сотрудников и развития бизнеса в период самоизоляции полноценно налажена дистанционная работа, в центральном офисе и на технических объектах даже оперативные совещания проходят по видеоконференцсвязи, соблюдается перчатно-масочный режим, периодически проводится дезинфекция помещений с полной обработкой всех предметов и поверхностей. К сотрудникам, которых по долгу службы невозможно "дистанцировать", – особое внимание. На технические объекты их доставляет и потом возвращает служебный транспорт, водители работают каждый день.

Что касается закупок оборудования, то, по словам Е.Буйдинова, благодаря долгосрочному планированию для ГП КС этот вопрос не стал критичным: "Если где-то что-то притормозилось на месяц-два – это не сильно чувствительно, поскольку мы имеем запас всех необходимых запчастей и материалов". Отдельно топ-менеджер предприятия поблагодарил партнеров за оперативную помощь в преодолении аварийной ситуации на спутнике "Экспресс-АМ6". Напомним, в марте технические службы ГП КС совместно с компаниями-партнерами организовали перевод центральной станции сети спутникового широкополосного доступа в Ка-диапазоне, которая ранее работала на космическом аппарате "Экспресс-АМ6", на спутник "Экспресс-АМУ1". Для переключения абонентов потребовалась настройка антенн на новый спутник. ГП КС благодарит отраслевое сообщество, включая представителей компаний "Евтелсат Нетворкс", "Ка-Интернет" и Hughes Network Systems, за содействие и помощь. "Приятно, что дружественное телекоммуникационное сообщество всегда помогает друг другу, несмотря на конкуренцию", – сказал Е.Буйдинов.

По словам представителей вендорских компаний, на технологические процессы производства VSAT-оборудования ситуация с COVID-19 не повлия­ла: ни на день они не останавливались у Hughes, Gilat, "Истар", iDirect. При этом все так или иначе испытали некоторые задержки при доставке продукции транспортными компаниями. Генеральный директор ООО "Истар" Павел Баканов сообщил, что в эпоху пандемии компания вошла с достаточным запасом маршрутизаторов на складе и никак не затормозила их поставку заказчикам. Более того, еще до пандемии "Истар", упреждая ситуацию, создал для своих сотрудников VPN-каналы для удаленной работы. "Вся команда разработчиков, подавляющее большинство инженеров-тестировщиков находятся по местам удаленной дислокации, но процессы ни на секунду не останавливаются, – отметил П.Баканов. –

Завершен цикл разработки нового ПО и начат новый цикл разработки и ПО, и оборудования". По его словам, показатели продаж в России сохраняются примерно на том же уровне, что и в прошлом году, а вот глобальные продажи оборудования выросли на 25%. Трендом нового времени П.Баканов считает рост спроса на техническую поддержку, что связано с дефицитом у заказчиков высококвалифицированного персонала, который может разбираться со сложным оборудованием. "У нас уже появилось несколько клиентов, которым требуется поддержка 24 × 7, – сообщил П.Баканов. – Соответственно мы организовали службу международной технической поддержки, и это такой заметный тренд, который наряду с поставками оборудования дает свой вклад в наш бизнес".

Глава представительства Hughes Network Systems в России, СНГ и странах Балтии Константин Ланин отметил резкий рост спроса на спутниковую связь в сегменте B2C именно в период пандемии. В Бразилии, например, за два месяца было подключено 10 тыс. новых абонентов, а в Северной Америке Hughes впервые пошел на беспрецедентный шаг: компания приостановила рекламу продвижения продаж, ограничивая постоянно растущий спрос. На рынке физических лиц рост налицо в Латинской Америке, Северной Америке и Юго-Восточной Азии, отметил К.Ланин. В то же время явно происходит спад на корпоративном рынке. Связано это с тем, что те или иные компании были вынуждены приостановить или даже свернуть свой бизнес, а также с ограничениями в движении.

Константин Ланин выразил надежду на достаточно быстрое восстановление спроса в этом сегменте рынка. Он выделил еще один тренд нового времени: решая старую проблему цифрового неравенства, сейчас на арену вышли VSAT коллективного пользования. Мексика в лице свое­го телекома, практически, финансирует строительство хотспотов Wi-Fi, оборудуя ими порядка 4 тыс. деревень. За 50 центов в час пользователь может получить доступ в интернет, по скайпу связаться со своими близкими, сделать онлайн-закупки или транзакции. ARPU от такой точки ожидается примерно 120 долл. в месяц. "Инициатива достаточно широко шагнула по Латинской Америке и Юго-Восточной Азии, – сообщил К.Ланин. – Это интересный сегмент, для которого мы видим отличную перспективу".

Рост консьюмерского рынка отметил и генеральный директор "Гилат Сателлайт Нетворкс (Евразия)" Денис Стафеев. В период пандемии в России Gilat поставил порядка 2 тыс. VSAT-комплектов в месяц, и эти темпы сохранятся еще несколько месяцев. Оценить текущую ситуацию в B2B-сегменте Д.Стафеев считает затруднительным, поскольку крупные корпорации и госсектор используют долгосрочные контракты. А вот предположить определенную стагнацию в будущем вполне возможно, потому что в этом году коммерческие структуры станут сокращать бюджеты.

Рост продаж VSAT-оборудования в России и странах СНГ в полтора раза за минувший квартал по сравнению с аналогичным периодом прошлого года отметил директор по продажам в России и СНГ VT iDirect Никита Демиденко. "Обычно начало года – спокойное, лето – спящее, а четвертый квартал – взрывной, – прокомментировал он сложившуюся ситуацию. – В этом году первые два квартала бьют все нормы. Возможно, это связано с тем, что в условиях пандемии связь нужна всем обязательно, от этого никуда не денешься".

Тенденции от операторов

Насколько повлияла пандемия на трафик VSAT-сетей? В своих ответах на этот вопрос представители операторских компаний разошлись во мнениях. Так, акцио­нер "Ка-Интернет" Сергей Пехтерев заметных изменений в трафике корпоративного сектора не отметил, поскольку бюджеты крупных заказчиков на 2020 год были сформированы раньше. При этом он выделил новую тенденцию – это усиление конкуренции в сегменте предоставления услуг Ka-band. С С.Пехтеревым согласились коммерческий директор ГК "РТКомм" Михаил Муттерперл и директор по развитию бизнеса Orange Business Services в России и СНГ Алексей Антоненко. Сам факт отсутствия падения выручки можно расценивать как уже хорошую новость, считает А.Антоненко. Он подчеркнул, что отечественный рынок связи на судах стабильно развивается и во время пандемии, все суда ходят в обычном режиме, и оператор получает запросы на расширение каналов. Сектор maritime VSAT, на его взгляд, не останавливался и показал себя стабильным.

В то же время председатель совета директоров АО "КБ "Искра" Андрей Ромулов отметил немаловажную тенденцию: удаленная работа прежде всего изменила структуру потребления графика. "Прямые каналы загружены в большей степени, потому что выше востребованность различных мессенджеров, видеосвязи, видеоконференций, – пояснил А.Ромулов. – Мы отмечаем ежемесячный рост порядка 10–15%. Очень небольшое количество клиен­тов, которые находятся в пограничном состоянии, отказываются от услуг, очень многие просят различные скидки – но тем не менее трафик растет". Некоторой статистикой периода пандемии в сравнении допандемийным поделился директор департамента развития Dozor-Teleport Сергей Медведев. По его данным, в секторе B2B все в целом стабильно. Исключение составляют компании, которые занимаются добычей углеводородов и минералов, а также их дочерние структуры – старатели и другие вахтовики. У них отмечается падение трафика на 30%. Но здесь ведущую роль, скорее, сыграла даже не пандемия, а соглашение о сокращении добычи нефти ОПЕК+. Некоторые компании были вынуждены либо уйти из России, либо свернуть свой бизнес, либо сократить свои бюджеты. В секторе В2О изменений нет, зафиксирована полная загрузка каналов операторов; были получены запросы на расширение, работы выполнены. Регулируемый контрактами госсектор В2G стабилен; были запросы на расширение каналов, работы выполнены. А вот в сегменте B2С зафиксирован уверенный рост в 20%, что компенсировало частичный провал в корпоративном секторе. Также отмечается рост запроса на интеграцию и дополнительные сервисы.

Что год грядущий нам готовит?

В качестве заключительного вопроса участники круглого стола обсудили перспективы развития рынка VSAT. Амплитуда прогнозов – от сдержанного скептицизма до уверенного оптимизма. Приводим практически дословно.

С.Пехтерев. Это как предсказать цену на нефть. Будем надеяться на лучшее.

М.Муттерперл. Ничего критичного не произойдет. А предугадать, что будет в долгосрочной перспективе с точки зрения бюджетов государственных органов и нефтяников – очень сложно.

А.Ромулов. Период восстановления зависит от размеров страны. Предыдущие кризисы показали, что Россия восстанавливается в среднем за два года, но сейчас ситуация несколько иная. Основные наши клиенты – это достаточно крупные предприя­тия и госсектор. Я думаю, ничего критичного не произойдет.

С.Медведев. Нам очень хотелось бы, чтобы сектор "нефтянки" восстановился как можно скорее, и курс доллара стабилизировался. И тогда спутниковым операторам в ближайшее время ничего не грозит.

А.Антоненко. Скорость восстановления зависит от того, насколько операторы быстро думают и принимают решения. В спутниковой связи операторы пережили столько всевозможных историй, связанных с дефицитом ресурса, невзлетами спутников, ограничениями со стороны регулятора, что мозг ни на секунду не расслаблялся. Поэтому в этой ситуации, когда нужно быстро принять решение и перестроиться, подавляющее большинство к этому готово. А значит, есть уверенная надежда, что мы будем продолжать работать, искать новые рынки и развиваться.

К.Ланин. Телекоммуникации – наименее уязвимый в пандемии сектор рынка. Парадокс в том, что во все кризисы, которые сотрясали мир в прошлые десятилетия, только одна отрасль показывала рост. Это телекоммуникации и, в частности, спутниковая связь. Поэтому у меня позитивные мысли о дальнейшем развитии.

Д.Стафеев. Долгосрочная перспектива зависит от государства. Как наше государство будет себя чувствовать – так будет себя чувствовать и отрасль космической связи.

Д.Демиденко. Связь сейчас необходима наравне с хлебом. Человек, купивший хлеб, купит себе и телефон, и интернет. Поэтому именно в условиях кризиса связь будет наиболее востребована.

П.Бакланов. Я оптимист. Пережившим кризисы мозги не дают расслабиться.
 
 Отзывы читателей
Разработка: студия Green Art