DOI: 10.22184/2070-8963.2022.108.8.64.68

30 лет назад, 30 декабря 1992 года, вышло распоряжение Госкомимущества России №1302-р о создании государственной компании "Ростелеком" на основе объединения предприятий междугородной и международной связи. В статье рассказывается об истории создания и становления этой компании, относящейся к числу крупнейших телекоммуникационных операторов страны.

sitemap
Наш сайт использует cookies. Продолжая просмотр, вы даёте согласие на обработку персональных данных и соглашаетесь с нашей Политикой Конфиденциальности
Согласен
Поиск:

Вход
Архив журнала
Журналы
Медиаданные
Редакционная политика
Реклама
Авторам
Контакты
TS_pub
technospheramag
technospheramag
ТЕХНОСФЕРА_РИЦ
© 2001-2025
РИЦ Техносфера
Все права защищены
Тел. +7 (495) 234-0110
Оферта

Яндекс.Метрика
R&W
 
 
Вход:

Ваш e-mail:
Пароль:
 
Регистрация
Забыли пароль?
Книги по связи
Другие серии книг:
Мир связи
Библиотека Института стратегий развития
Мир квантовых технологий
Мир математики
Мир физики и техники
Мир биологии и медицины
Мир химии
Мир наук о Земле
Мир материалов и технологий
Мир электроники
Мир программирования
Мир строительства
Мир цифровой обработки
Мир экономики
Мир дизайна
Мир увлечений
Мир робототехники и мехатроники
Для кофейников
Мир радиоэлектроники
Библиотечка «КВАНТ»
Умный дом
Мировые бренды
Вне серий
Библиотека климатехника
Мир транспорта
Мир фотоники
Мир станкостроения
Мир метрологии
Мир энергетики
Книги, изданные при поддержке РФФИ
Выпуск #8/2022
Н.Борисова
У ИСТОКОВ "РОСТЕЛЕКОМА"
Просмотры: 1499
DOI: 10.22184/2070-8963.2022.108.8.64.68

30 лет назад, 30 декабря 1992 года, вышло распоряжение Госкомимущества России №1302-р о создании государственной компании "Ростелеком" на основе объединения предприятий междугородной и международной связи. В статье рассказывается об истории создания и становления этой компании, относящейся к числу крупнейших телекоммуникационных операторов страны.
У ИСТОКОВ "Ростелекома"

Н.Борисова, д.и.н., профессор кафедры
"Инфокоммуникационные системы" СПбГУТ
им. проф. М.А.Бонч-Бруевича/
borisova@rustelecom-museum.ru

УДК 654.077, DOI: 10.22184/2070-8963.2022.108.8.64.68

30 лет назад, 30 декабря 1992 года, вышло распоряжение Госкомимущества России № 1302-р о создании государственной компании "Ростелеком" на основе объединения предприятий междугородной и международной связи. В статье рассказывается об истории создания и становления этой компании, относящейся к числу крупнейших телекоммуникационных операторов страны.

Имя "Ростелеком" на слуху и у СМИ, и у пользователей услуг связи. Однако далеко не все знают историю создания этой компании, начало которой было положено более 30 лет тому назад в последние годы существования Советского Союза.

АО "Совтелеком" − единый ресурс эксплуатации магистральных сетей связи СССР (1990–1991)

В структуре построения сети электросвязи СССР выделяли три основных уровня: транзитных станций (магистральную сеть), местных станций (зоновую сеть), доступа. Не вдаваясь в подробности различных вариантов архитектуры этих уровней, следует отметить, что предоставление услуг междугородной и международной связи связано в основном с использованием магистральных сетей.

До 1990 года ответственность за оказание всех услуг связи и за развитие отрасли лежала на Министерстве связи СССР. Но к концу 1980-х годов министерство лишилось рычагов воздействия на деятельность предприятий связи. Причиной стал введенный в действие с 1 января 1988 года закон о государственном предприятии (объединении), который предусматривал переход предприятий на хозрасчет и самофинансирование. Под давлением трудовых коллективов, получивших в рамках нового закона широкие полномочия, большинство предприятий стали использовать полученные ресурсы не столько для развития и модернизации, сколько для повышения зарплаты работникам и оплаты текущего потребления. Значительная утрата госконтроля над государственными предприятиями различной отраслевой направленности, в том числе и связи, имела разрушительные последствия.

В то же самое время появились первые законодательные и нормативные документы, положившие начало приватизации предприятий, которую впоследствии назовут стихийной. Законом "О собственности в СССР" от 6 марта 1990 года было определено понятие "акционерное общество" (АО). Допускалось преобразование госпредприятия по совместному решению трудового коллектива и уполномоченного на то государственного органа в АО путем выпуска акций на всю стоимость имущества.

Важнейшей вехой на пути становления акционерной формы хозяйствования стало постановление Совмина СССР "Об утверждении Положения об акционерных обществах и обществах с ограниченной ответственностью и Положения о ценных бумагах" от 19 июня 1990 года [1].

Таким образом, нормативные акты, направленные на переход к рыночной экономике, лишили Минсвязи СССР функции распределения материальных ресурсов и финансовых средств внутри отрасли. Теперь ответственность за хозяйственную деятельность возлагалась на отдельные предприятия. При существующей структуре организации связи на начальном этапе акционирования и перехода к договорным отношениям в невыгодном положении оказались предприятия первичной магистральной сети, которые, в отличие от операторов городских телефонных сетей не участвовали в непосредственном получении доходов от клиентов.

Выходом стало создание 26 июня 1990 года АО "Совтелеком", взявшего на себя функции централизации эксплуатации и развития сети междугородной и международной электрической связи по каналам Единой автоматизированной сети связи (ЕАСС). ЕАСС включала в себя практически все виды связи (кроме спутниковой), в том числе: телексную, передачи данных, факсимильную, радио и телевизионную. Таким образом, Минсвязи СССР, ставшее одним из учредителей АО, перевело на акционерную основу значительную часть систем связи, включая международную. Кроме Минсвязи СССР, в состав учредителей вошли: 25 территориальных производственных объединений (ТПО) междугородных связей и телевидения, Московское ТПО междугородных и международных связей, ПО "Центральный телеграф", ПО "Главный центр управления междугородными связями", Центральный научно-исследовательский институт связи, ПО "Союзсвязьстройкомплект", Ленинградская МГТС. В основу деятельности АО были положены договорные отношения со всеми участниками предоставления услуг.
26 сентября "Совтелеком" открыл счет в Госбанке СССР. Акции распределили между учредителями [2]. Прибыль АО должна была складываться из прибыли, полученной в результате хозяйственной деятельности предприятий-учредителей.

Возглавил правление АО "Совтелеком" Олег Белов, который до этого около 10 лет работал в департаменте междугородной связи Минсвязи. В интервью тех лет он подчеркивал, что "АО „Совтелеком“ намерено расширять сети междугородной электрической связи, создавать новые международные каналы связи, что представляется чрезвычайно важным для его клиентов и перспективным для самого АО в условиях возрастающей внешнеэкономической активности советских предпринимателей и интереса бизнесменов зарубежных стран к советскому рынку" [2]. В частности, речь шла, что за счет прибыли в 1991 году Общество планирует принять участие в строительстве транссоветской ВОЛС Ленинград – Находка.

Международное АО "Интертелеком" – оператор магистральных сетей связи на постсоветском пространстве (1991–1992) 8 декабря 1991 года лидеры РСФСР, Украины и Беларуси заключили соглашение о роспуске СССР и созданию СНГ. Несмотря на то, что окончательный документ, зафиксировавший распад Союза, был принят 26 декабря, соглашение от 8 декабря послужило импульсом к немедленному прекращению деятельности АО "Совтелеком", распространявшейся на всю территорию Советского Союза. Ведь в этом соглашении говорилось, что с момента его заключения на территории стран-подписантов не будут действовать нормы СССР. По этой причине 17 декабря 1991 года был подписан договор о создании на базе "Совтелекома" нового, теперь уже международного, АО "Интертелеком". В его функции по-прежнему входила эксплуатация и развитие магистральных сетей связи на территории бывших союзных республик.
Но с углублением процессов суверенизации становилось все труднее сохранять единое экономическое пространство. Назрела необходимость в российском национальном операторе, взаимодействующем с операторами зарубежья в соответствии с международными нормами и правилами. Новый оператор должен был быть создан в соответствии с действующими в то время в РФ законами и утвержденными нормами, касавшимися массовой (чековой) приватизации. А они в то время были неоднозначными и ставили под угрозу желание Минсвязи, теперь уже Российской Федерации, создать единого магистрального оператора, исполь­зующего опыт и ресурсы АО "Интертелеком".

Как вспоминал Наум Мардер, занимавший в те годы должность заместителя министра связи РФ, советники тогдашнего главы Госкомимущества Анатолия Чубайса выступали против образования единого магистрального оператора, предлагая раздробить его на несколько небольших компаний. Вокруг этого события развернулись поистине драматические события [3].

Минсвязи России предлагало объединить все территориальные предприятия дальней связи в одно, а затем уже провести акционирование. Было даже придумано название "Ростелеком" по аналогии с France Telecom, Deutsche Telekom и др. Еженедельно представители Минсвязи посещали первого зампреда Госкомимущества Петра Мостового и объясняли ему, чем чревато раздробление. По воспоминаниям Мардера, "Петр Петрович, человек очень разумный и профессионально грамотный, соглашался с нашими доводами, но через некоторое время менял свое решение, ссылаясь на мнение экспертов, <…>. Мы неоднократно просили встречи с этими экспертами, но получали отказ. Только после вмешательства министра связи Владимира Булгака мы с ними встретились. Это был Максим Бойко и с ним еще несколько иностранцев" [3]. Доводы Минсвязи о том, что если единый организм "распилить" по территориям, то никакой конкуренции не возникнет, во внимание не принимались. Мардер пишет: "Наконец, я не выдержал и высказал открытым текстом Бойко, что предложенное ими решение является государственным преступлением <…>. Бойко пообещал меня уволить и побежал жаловаться Чубайсу. Как известно, Анатолий Борисович личность неординарная и решения принимаются мгновенно. Мы еще не успели доехать до Министерства связи, как Чубайс уже звонил Булгаку и требовал моего увольнения, но получил жесткий отказ" [3].

Противодействие проекту создания "Ростелекома" как единого оператора страны со стороны Госкомимущества объяснялось концепцией приватизации, принятой так называемыми "младореформаторами" – сначала акция частнику, потом возможно объединение частников.

Создание и становление "Ростелекома" как национального магистрального оператора (1990-е гг.)

Распоряжение Госкомимущества РФ о создании государственной компании "Ростелеком" на основе объединения предприятий междугородной и международной связи общей численностью около 35 тыс. человек все же появилось. Произошло это 30 декабря 1992 года. Распоряжение № 1302-р предусматривало передачу в уставный капитал "Ростелекома" имущества связи, составлявшего долю государства в уставном капитале "Интертелекома", а также проведение в ближайшее время приватизации "Ростелекома" с образованием АО. Также предусматривалось закрепление на три года контрольного пакета акций компании за Госкомимуществом [5]. Срок потом продлевался.

Как же все-таки удалось уладить разногласия между Госкомимуществом и Министерством связи? Вопрос о "Ростелекоме" был вынесен к Президенту Борису Ельцину, который распорядился делать так, как сказал министр связи. Не исключено, что такому решению способствовали невысокие темпы приватизации в стране и подписание Правительством РФ в разгар описываемых событий (22 декабря 1992 года) Постановления № 1003
"О приватизации предприятий связи".

По воспоминаниям Мардера, так называемые эксперты даже после решения Президента не соглашались и рекомендовали создать хотя бы два "Ростелекома": один для работы по кабелям, другой − по РРЛ. Окончательное решение принималось в кабинете Мостового в ночь с 30 на 31 декабря 1992 года. "Бледный Петр Петрович выкурил очередную трубку и дрожащей рукой подписал распоряжение Госкомимущества о создании на базе 20 государственных предприятий связи единого предприятия "Ростелеком" [3].

С исторической точки зрения всегда представляет интерес мнение различных очевидцев событий. Мостовой, вспоминая в 1998 году о создании АО "Ростелеком", писал: "Теперь даже страшно вспомнить, каким было состояние междугородней связи в России в 80-х годах. <…>. Сегодня у нас со связью по-прежнему все еще несколько хуже, чем в мире, однако если сравнивать с тем, что было лет десять назад, – отличия разительные.

Причина? Успешно проведенная приватизация и, как следствие, успешное привлечение инвестиций. <…>. Один из самых ярких примеров, наверное, министр связи Булгак, который сразу очень активно стал проводить приватизацию предприятий связи. Но тут большое сопротивление оказывал депутатский корпус". По словам Мостового, сначала был депутатский запрос, в котором его, Мостового, требовали предать суду за создание АО "Ростелеком" и развал из-за этого российской связи. Однако, не прошло и года, как депутаты публично признали свою неправоту в связи с тем, что положение в связи стало выправляться [4].

Госрегистрация АООТ "Ростелеком" была произ­ведена 23 сентября 1993 года в соответствии с Распоряжением Госкомимущества № 1507-р от 27 августа 1993 года. Государству принадлежало 38% уставного капитала, что составляло 51% голосующих акций компании. На открытых денежных и ваучерных аукционах были проданы акции, составившие 22,9% уставного капитала. В течение 1993–1994 годов еще 14,1% акций достались сотрудникам компании, которые приобрели их по так называемой "закрытой подписке".

Приватизация "Ростелекома" не повлекла изменений в сфере деятельности компании. По-прежнему сдавались в аренду на правах услуги линейные, групповые и сетевые тракты, каналы тональной частоты, каналы и средства звукового и телевизионного вещания и передачи данных; организовывались новые международные каналы связи. Больше внимания стали уделять инфраструктурным проектам. Несмотря на хронические неплатежи потребителей услуг "Ростелекому" в середине 1990-х годов удалось завершить строительство РРЛ "Москва – Хабаровск", приступить к укладке ВОЛС на территории России и строительству связующих сетей с соседними странами, а также заняться обеспечением спутниковой связью труднодоступных регионов России и созданием сети цифровой связи.

На начало 1997 года ОАО "Ростелеком" осуществляло свою деятельность через 22 филиа­ла: МнС РТ – Ростелеком Международная Связь, ГЦУМС – Главный Центр Управления Междугородными Связями, СОМЭС – Строительство Объектов Междугородной и Международной Электросвязи, ТЦМС – Территориальные Центры Управления Междугородными Связями и др. Каждый филиал имел сеть подразделений, которые поддерживали часть сети связи в пределах одного региона. На всей сети компании действовало 119 подразделений (ТУСМ). В компании работало 37 560 человек [5].

Сфера деятельности "Ростелекома" постоянно расширялась не только за счет развития собственной наземной инфраструктуры, но и поглощений и слияний. Эти истории широко представлены в интернете. Остановимся только на одной из них, в результате которой "Ростелеком" стал крупнейшим единым национальным оператором, оказывающим услуги не только междугородной и международной, но и местной связи.
"Россвязь" и "Связьинвест" (кон. 20 – нач. 21 вв.)

Компания "Связьинвест" была основана в соответствии с указом Президента РФ Бориса Ельцина "Об особенностях государственного управления коммутируемой сетью общего пользования в Российской Федерации" № 1989 от 10 октября 1994 года. Указ гласил: "Для привлечения дополнительных инвестиций в развитие сети электросвязи общего пользования Российской Федерации признать целесо­образным создание акционерного общества путем внесения в его уставный капитал закрепленных в федеральной собственности пакетов акций акцио­нерных обществ, образованных в процессе приватизации государственных предприятий связи".

Во исполнение указа Правительство РФ решило создать АО "Связьинвест" и "сформировать уставной капитал путем консолидации пакетов закрепленных в федеральной собственности акций акционерных обществ электросвязи, образованных в процессе приватизации государственных предприятий связи, согласно прилагаемому Перечню". В перечень вошли 85 акционерных телекоммуникационных компаний регионального уровня, предоставлявших в основном услуги местной телефонной связи.

Компании "Ростелеком" среди них не было, хотя в интернете можно встретить информацию о том, что магистральный оператор вошел в "Связьинвест" в 1994 году. Постановление Правительства РФ от 24 июля 1995 года № 742 "О частичном изменении постановления Правительства РФ от 25 ноября 1994 года № 1297 "О создании акционерного общества "Связьинвест"" не изменило состав компаний, вошедших в холдинг. В этом Постановлении уточнялись некоторые вопросы, связанные с акция­ми, а также объявлялось о продаже на коммерческом конкурсе пакета обыкновенных акций АО "Связьинвест" в размере 49% от величины его уставного капитала. В федеральной собственности оставался 51% от величины уставного капитала.

Зарегистрировали "Связьинвест" 18 сентября 1995 года и приступили к подготовке компании к продаже, но уже на других условиях. В октябре 1995 года власти скорректировали план: было решено приватизировать не 49% акций, а блокпакет (25% плюс одна акция).

30 ноября 1995 года пакет акций АО "Связьинвест" купила итальянская телекоммуникационная фирма STET за 1,4 млрд долл. Однако в декабре того же года STET предложила правительству скорректировать инвестиционные условия, но получила отказ и расторгла сделку. Приватизация была перенесена на 1997 год.

Вспоминая об этих событиях и анализируя провал первой попытки продажи акций "Связьинвеста", непосредственные организаторы приватизации указывали на проблему наличия в стране двух крупных компаний, возникших на волне борьбы за демонополизацию [4]. При этом одна ("Ростелеком") контролировала междугородную и международную связь, а другая ("Связьинвест") – местную. О конкуренции между "Связьинвестом" и "Ростелекомом" не могло быть и речи, поскольку они занимали разные ниши рынка. Потенциальные покупатели "Связьинвеста" не могли понять, как строить организационные и финансовые отношения между этими двумя монополистами. В мировой практике ничего подобного не было. Любая телекоммуникационная компания подобного рода всегда обладала лицензией на все виды связи.

"Отделив международные переговоры от местных, чиновники смогли рапортовать о том, что реструктуризация в отрасли проведена", – отмечают в своих воспоминаниях люди из команды Чубайса, занимавшиеся приватизацией [4]. Справедливости ради, следует отметить, что упомянутые чиновники – скорее всего, речь идет о специалистах из Минсвязи – полагали что создаваемый холдинг "Связьинвест" со временем станет оператором, способным составить в отдельных сегментах рынка конкуренцию ОАО "Ростелеком". Планировалось, что "Связьинвест" дополнит международной и модернизированной междугородной состав­ляющими возможности входящих в его состав операторов. В момент своего создания "Связьинвест" получил лицензию на местную, междугородную и международную электросвязь, которой так и не пришлось воспользоваться, и она была отозвана в 1997 году.

А "Ростелеком", в соответствии с разработанной руководством Минсвязи концепцией, должен был активизировать усилия в направлении местной телефонии, в том числе за счет мобильной связи. Таким образом, планировалось получить двух примерно равных по исходным возможностям крупных операторов, которых конкуренция заставила бы активно развиваться. Не получилось…

Зарубежные консультанты, призванные решить проблему двух монополистов, занимавших разные ниши рынка, охарактеризовали сложившуюся ситуацию так: "Это все равно, что отделять паровозы от железных дорог и устраивать конкуренцию между ними. Или отделить самолет от взлетной полосы и приказывать им конкурировать" [4]. В итоге консультанты предложили два варианта выхода из ситуации. Либо создается единая монополия, которая несколько выпадает из рыночной экономики, но которую государство неусыпно контролирует с позиций закона о естественных монополиях. Либо отрасль дробится на несколько компаний, оказывающих все виды услуг электросвязи.

Было решено выбрать первое решение – создать единую монополию и 25% ее выставить на продажу. Монополистический путь обещал привести к более быстрому вливанию средств в бюджет государства, что и произошло. В первой половине 1997 года в состав "Связьинвеста" передали госпакеты "Ростелекома", а также АО "Центральный телеграф". В 1997 году холдинг контролировал госпакеты акций 89 местных телефонных компаний и оператора дальней связи "Ростелеком". 25 июля 1997 года при стартовой цене в 1,18 млрд долл. пакет акций (25%) "Связьинвеста" был за 1,87 млрд куплен консорциумом Mustcom Ltd, в который входили фонд Джорджа Сороса Quantum, ОНЭКСИМбанк-МФК, "Ренессанс Капитал", банки Deutsche Morgan Grenfell и Morgan Stanley. Бюджет получил большие деньги, в отрасли появились инвесторы [5]. Сделка по "Связьинвесту" в целом была признана эффективной, однако, известно, что именно она положила начало "олигархическим войнам" в России. Но это уже совсем другая история.
Сведения о возможности полного слияния "Ростелекома" и "Связьинвеста" впервые стали появляться в СМИ в 1999 году [6]. Процесс затянулся более чем на 10 лет. В ходе реорганизации структуры управления властью в стране в 2000 году было создано семь федеральных округов. Соответствующая реорганизация произошла и в "Связьинвесте": региональных операторов связи включили в семь межрегиональных компаний (МРК).

По мнению многих специалистов создание МРК не принесло ничего нового в концептуальном плане, но привело к лишению региональных компаний финансовой самостоятельности, уменьшению их инвестиционной привлекательности, снижению оперативности принятия решений и прочим негативным последствиям. В итоге все МРК (а также дагестанский "Дагсвязьинформ") в 2011 году присоединили к ОАО "Ростелеком".

Целью объединения МРК и "Ростелекома" было превращение его в универсального оператора связи, способного конкурировать с мобильными операторами. Указом Президента России от 27 марта 2012 года было принято решение присоединить "Связьинвест" к "Ростелекому". 1 октября 2013 года ОАО "Связьинвест", а также еще 20 компаний (прямо или косвенно контролируемых "Ростелекомом" и/или "Связьинвестом") были исключены из Единого государственного реестра юридических лиц в связи с присоединением к ОАО "Ростелеком".

Так в нашей стране создавался телекоммуникационный гигант, консолидировавший почти все, за небольшим исключением, телекоммуника­ционные ресурсы РСФСР.

ЛИТЕРАТУРА
Ключко В.Н. Особенности становления и развития акционерных компаний в России: дореволюционный и советский период // Менеджмент и бизнес-администрирование. 2014. № 4. С. 8−43.
АО "Совтелеком" будет предоставлять все виды связи" // Коммерсантъ Власть. 24.09.1990.
Мардер Н.С. Блоги для "неандертальцев": проблемы современных телекоммуникаций. М.: Прозаик, 2012. 206 с.
Приватизация по-российски / Под ред. А.Б. Чубайса. М.: Вагриус, 2000. 365 с.
О компании [Электронный ресурс]. URL: http://web.archive.org/web/19990501164132/http://www.rt.ru/about/ab-history.html (дата обращения: 01.12.2022).
Солдатов А. "Ростелеком" и "Связьинвест" объединяются // Приложение к газете "Коммерсантъ". № 178 (1822). 30.09.1999.
 
 Отзывы читателей
Разработка: студия Green Art