Просмотры: 1542
21.12.2011
8 - 9 декабря в Санкт-Петербурге состоялась одна из главных встреч российского телекома
Топ-менеджеры телеком-индустрии снова встретились уже на пятом по счёту, юбилейном форуме «Интерком», чтобы расширить границы своего бизнеса и получить ответы на волнующие их вопросы.
Как отметил руководитель Роскомнадзора Сергей Ситников в своём приветствии участникам мероприятия, Форум «Интерком» по праву занимает место в ряду ведущих российских площадок для обсуждения насущных проблем развития телекоммуникационной отрасли Российской Федерации, обмена мнениями о перспективных технологиях и новациях в одной из наиболее развивающихся отраслей отечественной экономики.
В рамках Форума было озвучено более 30 докладов по самым острым вопросам нынешнего состояния российского телекома. Спикерами «Интеркома» стали представители наиболее интересных профессиональному сообществу компаний, высокий уровень которых позволил заявить о значимости события.
Генеральным спонсором юбилейного форума «Интерком» выступила компания «Ростелеком», которая в 2011-м году провела масштабную структурную реорганизацию, объединив межрегиональные компании связи под единым брендом.
В ходе форума «Ростелеком» раскрыл некоторые подробности реализации проекта «Электронное правительство». О том, что в России «Электронное правительство» развивается быстрыми темпами, рассказал директор проекта «Информационное общество» макрорегионального филиала «Северо-Запад» ОАО «Ростелеком» Алексей Азарсков.
В идеале электронное правительство должно обеспечивать такой уровень работы госструктур, чтобы личное присутствие человека не требовалось ни для подачи, ни для получения большей части документов. На сегодняшний день созданы и введены в эксплуатацию основные компоненты федерального уровня – Единый портал госуслуг, Единая система межведомственного электронного взаимодействия, Единый личный кабинет, Единая система идентификации и другие. На портале gosuslugi.ru размещено 20,6 тыс. услуг, из них 935 федеральных, 8,8 тыс. региональных, 10,9 тыс. муниципальных. Сейчас в электронном виде из этого числа предоставляется лишь около 240 услуг, половина из них приходится на услуги федерального, половина на услуги регионального уровня. Остальное – лишь информация о том, как получить те или иные документы. Вся же совокупность сервисов должна быть доступна в электронном виде к 2015 г.
Tele2 до конца 1 квартала 2012 года намерена провести испытания стандарта LTE в диапазоне 1800 в регионах своего присутствия. Об этом на форуме сообщили представители оператора.
Разрешительного ответа от регулятора Tele2 ожидает в начале 2012 года, а уже до конца 1 квартала компания хочет подвести итоги своего практического исследования. «Мы хотим подать заявку до очередного заседания ГКРЧ», - уточнила Светлана Скворцова, директор по стратегии и развитию Tele2 Россия. Заседание было намечено на 20 декабря, и ранее Минкомсвязь подтверждала, что в повестке дня есть вопрос о предоставлении или непредоставлении возможности компаниям, работающим в диапазоне 1710-1880 МГц, использовать для построения своих сетей оборудование LTE.
О стремлении крупных российских операторов к оказанию универсальных сервисов в рамках пленарной сессии «Драйверы роста рынков фиксированной и мобильной связи – на что делать акцент завтра?» рассказал первый заместитель директора Северо-Западного филиала ОАО «МегаФон» Пётр Акульшин. В своём выступлении он отметил следующее: «Не настолько важно, какие технологии у нас есть сейчас и какие появятся в ближайшем будущем. Самое главное, чтобы сервисы, оказываемые на базе этих технологий, были удобными для пользователя. Кроме того, не менее важно стремление операторов работать в режиме «одного окна» и предоставлять сервисы как по проводным, так и по беспроводным технологиям. Операторы всё в меньшей степени являются операторами связи, игроки рынка телекоммуникационных услуг всё в большей степени стремятся к тому, чтобы быть сервис-провайдерами».
Доклад на тему «М2М сегодня и завтра» представила коммерческий директор по работе с бизнес-рынком «МТС – Северо-Запад» Елена Левина. По её мнению, исследования и прогнозы мирового рынка М2М говорят об устойчивом росте 30-40 % в год. В настоящее время в мире существует более 100 млн SIM-карт M2M, а к 2015 году их количество, по прогнозам специалистов, вырастет в три раза, что повлечёт за собой более чем двукратный рост доходов, которые достигнут $6,7 млрд против $3,1 млрд в 2011 году.
Относительно технологий, которые позволят операторам развивать в том числе и услуги мобильной коммерции, участники форума говорили в основном об NFC. В частности, руководитель департамента инноваций и развития бизнеса ОАО «ВымпелКом» Юлия Яценко отметила следующее: «Успешные пилотные проекты по применению технологии NFC есть на сегодняшний день у всех российских операторов «большой тройки». Мы считаем, что NFC – это та технология, которая переведёт на принципиально новый уровень сервисы мобильной коммерции и не только их. Успешность технологии NFC мы сможем оценить, когда все заинтересованные стороны осознают выгоды для себя при использовании этой технологии. Иными словами, со стороны всех участников должна сложиться некая экосистема».
«МегаФон», «ВымпелКом» и «МТС» должны к 15 декабря 2011 года представить в Минкомсвязи предложения по дальнейшему применению механизма частно-государственного партнёрства при строительстве сетей в малонаселённых регионах. Такое поручение дал глава Минкомсвязи Игорь Щеголев по итогам реализации проекта «Амур». Об этом на форуме рассказал директор по межотраслевым проектам ОАО «МегаФон» Олег Николаенко. Он также сообщил, что, согласно протоколу совещания у председателя правительства РФ Владимира Путина от 10 октября 2011 года об «Обустройстве автомобильной дороги Чита-Хабаровск», операторы «большой тройки» должны подготовить предложение по упрощению процедур согласования проектно-сметной документации. При этом Николаенко уточнил, что в рамках проекта операторы подняли вопрос оптимизации затрат на электроэнергию для дальнейшего развития услуг связи вдоль трассы. «На этом социально значимом объекте, возможно, будет принято решение, которое позволит оптимизировать данную часть затрат», - сообщил спикер.
Технический директор Северо-Западного филиала ОАО «МегаФон» Сергей Семёнов рассказал о возможных путях сокращения издержек для операторов связи. По его мнению, уже сейчас операторам стоит задуматься о том, чтобы оказывать самый лучший сервис из возможного. Во многом надобность в этом подстегнуло обилие смартфонов, которые традиционно более «капризны» по отношению к уровню сигнала. Теперь, по словам Семёнова, оператор подстраивает сеть и услуги под абонентские устройства, а не наоборот, как это было раньше. В связи с этим происходит и смещение акцентов: предоставление сервисов теперь требуется в первую очередь, а необходимость совместной инфраструктуры – это уже надобность второго порядка. Однако всё равно эта надобность присутствует.
О новой возможности много и дёшево говорить, если речь идёт о междугородной и международной связи, рассказал руководитель направления департамента по развитию и поддержке новых продуктов и услуг ОАО «Межрегиональный ТранзитТелеком» Ярослав Прокопович. Новый проект компании – YouMagic – стал результатом синергетического эффекта TDM и IP-сетей, полученный благодаря использованию инфраструктурных возможностей традиционных операторов и в условиях отсутствия роста трафика по фиксированным сетям.
Программный комитет «Интеркома» выделил отдельную секцию для одного из самых обсуждаемых телеком-направлений - цифрового ТВ. Несмотря на снижение темпов роста, проникновение платного телевидения в России в ближайшие несколько лет продолжится достаточно высокими темпами – уверены представители крупнейших игроков этого сегмента, рассказавшие о своём видении на круглом столе «Цифровое ТВ: модный тренд или будущий драйвер продаж?» во второй день форума.
Доля платного ТВ в объёме общих телекоммуникационных услуг в России пока не так велика и составляет лишь 5,6%. Если же оценивать по доле проникновения в домохозяйства, то, по данным агентства J’son and Partners, она составляет 39%. К платному телевидению относят кабельное ТВ, спутниковое ТВ и интерактивное ТВ. Лидерами по представлению IPTV являются «ВымпелКом» и «Ростелеком».
Тимур Аляутдинов, руководитель департамента услуг проводного интернета и телевизионных услуг, перечислил основные драйверы роста платного ТВ: бурное проникновение ШПД, развитие спектра интерактивных услуг, расширение целевой аудитории, которую не устраивает традиционное ТВ.
Андрей Карпов, директор департамента маркетинга «Ростелеком – Северо-Запад», отметил, что в основном абоненты в России пользуются аналоговым телевидением, а рост платного ТВ замедляется. Однако, несмотря на это, по его мнению, в ближайшие годы именно сервис платного ТВ вкупе с услугой предоставления доступа в интернет будут ключевыми драйверами рынка телекоммуникаций. При этом, несмотря на замедление скорости, сегмент платного ТВ всё равно будет расти темпами, опережающими рост рынка в целом. Так, в следующем году по всей России он должен вырасти на 10% (как и в 2011 году). Он также добавил, что вскоре «Ростелеком» выведет на федеральный рынок единое предложение IPTV на платформе SmartLabs.
Прогноз развития платного ТВ в России также озвучил генеральный директор ЗАО «Национальная спутниковая компания» (торговая марка «Триколор ТВ») Павел Басов. По его словам, на конец 2016 года доля кабельного ТВ и IPTV в России составит 48%, доля спутникового ТВ - 52%. При этом количество подключённых к спутниковому ТВ домохозяйств будет стремительно расти. В кризисном 2008 году в этом сегменте насчитывалось 4,65 млн домохозяйств. Эксперты J’son & Partners Consulting в I полугодии 2011 года насчитали 9,04 млн домохозяйств. «Триколор ТВ», оценивая в целом 2011 год, говорит о 10,38 млн подключённых домохозяйств. К концу 2014 года спутниковое ТВ будет насчитывать, по оценке оператора, 17,40 млн домохозяйств.
Коммерческий директор ОАО «Российская телекоммуникационная сеть» Евгений Жигунов в своём выступлении отметил следующее: «Сегодня конкуренция между традиционными фиксированными операторами на рынке В2В в России постепенно движется в сторону соперничества операторов и стремлении привлечь клиента большим объёмом и разнообразием дополнительных услуг на базе интеллектуальных сетей связи. Здесь можно говорить о таких сервисах, как «Виртуальная АТС», номера «8-800», построение в рамках страны распределённых сетей для заказчика и так далее. Вместе с тем, по нашим оценкам, такие дополнительные сервисы в России составляют порядка 5%, в то время как в Европе этот показатель на уровне 40%. Ну и конечно же, будущее за конвергенцией, то есть за теми операторами, которые используют мультисервисные сети и могут предложить на их базе больше услуг».
Наряду с этим, как отметил в своём выступлении первый заместитель генерального директора ОАО «Российская телекоммуникационная сеть» Алексей Холодов, альтернативные телекоммуникационные операторы в сегменте В2В в целом продолжают конкурировать не по уровню сервиса, а за счёт цены на услуги. Это приводит к снижению рентабельности. Кроме того, в силу постепенного выравнивания уровня оказываемых услуг связи, клиент зачастую не видит разницы между операторами, кроме цены на услуги. Таким образом, у операторов возникают проблемы с позиционированием себя на рынке и формулировкой преимуществ своих услуг.
В качестве спикеров на форуме также выступили директор по развитию бизнеса компании «Эрикссон» Павел Мосин, коммерческий директор Tele2 Санкт-Петербург Наталья Заирова, технический директор филиала ОАО «МТС» «Северо-Запад» Дмитрий Смирнов, исполнительный директор Национальной сервисной компании RURU Вадим Румянцев, генеральный директор российского филиала Simbrella Group Василий Курдаков, коммерческий директор «Оранж Систем груп» Дмитрий Зуев, коммерческий директор ЗАО «Наносемантика» Евгений Кузнецов и многие другие.
Модераторами форума стали постоянные партнёры «Интеркома» – Денис Кусков, генеральный директор информационно-аналитического агентства TelecomDaily, и Константин Анкилов, управляющий партнёр iKS-Consulting.
«В этом году «Интерком» отмечает свой юбилей. Вот уже пятый раз он собирает лидеров российского телекома на берегах Невы, что говорит о заинтересованности профессионального сообщества в проведении подобных встреч, - отметил генеральный директор компании «ICF-Международные конференции» Максим Воронцов. – Проводя свои мероприятия, мы всегда ориентируемся на интерес наших участников и создаём своеобразный информационно-коммуникационный мост между делегатами. В рамках программы «Интеркома» были затронуты наиболее значимые события телеком-сообщества уходящего года. Участники форума смогли получить самую свежую информацию, поделиться опытом с коллегами и завести новые деловые знакомства во время неформального общения».
Генеральный спонсор – Ростелеком.
Организатор форума – ICF–Международные конференции.
Спонсор секции – Эрикссон.
Эксклюзивный информационный спонсор – QIP.ru
Партнёр – РАЭК.
Информационная поддержка: Ведомости, CNews, БалтИнфо, ТАСС-Телеком, Hard’n’Soft, TAdviser, TelecomDaily, ИКС, Деловая афиша, РАСО, Ридус, Интернет в цифрах, T-Comm, spbIT, PC Magazine, Comprice.ru, ComNews, CRN/RE, NewScientist, Союз журналистов Санкт-Петербурга и Ленинградской области, Мобильные телекоммуникации, ITSZ.ru, Astera, REG.ru, AdFox, ТЕЛЕКОМ. Коммуникации и сети, ТелеМультиМедиа, МИС-Информ, ISP-Review, Век качества, Мобильный Контент и другие.
Сайт форума – www.intercomforum.ru
По материалам ComNews, Телекомблог, TelecomDaily, mskIT.ru, spbIT.ru и пресс-службы 5-го Телекоммуникационного форума «Интерком-2011»
Комментарии читателей