Просмотры: 592
27.07.2020
Предпандемийный год оказался для отечественной индустрии разработки ПО вполне благополучным, сообщило НП «РУССОФТ».
Совокупный оборот предприятий софтверной отрасли России составил по итогам 2019 года 1,199 трлн руб., увеличившись на 17,8%. Доходы от зарубежных продаж возросли чуть больше — на 20,5% в рублевом выражении (до 533 млн руб.) или на 17,5% при их измерении в долларах (до $8,25 млрд).
Показатели роста оказались очень близки к прогнозируемым, которые были рассчитаны в мае прошлого года на основании ожиданий опрошенных компаний. В предыдущие несколько лет подобной точности в прогнозах изменения оборота достигать не удавалось — планы опрашиваемых компаний и их реальные достижения значительно расходились. Судя по всему, в 2019 году произошла определенная стабилизация, позволяющая компаниям корректно оценивать перспективы. Как показали события 2020 года, эта стабилизация оказалась недолгой.
Рост зарубежных продаж даже превысил прогнозируемую величину, а вот продажи на внутреннем рынке увеличились намного меньше, чем ожидалось. Тем не менее, рост продаж индустрии в России почти на 16% является вполне приличным.
Обычно основные итоги предыдущего года РУССОФТ представлял в начале июня или в конце мая. Однако пандемия и связанные с ней жесткие карантинные меры привели к тому, что опрос софтверных компаний, запущенный в конце февраля, пришлось приостановить с середины марта на 2 месяца. Тем не менее, было решено перезапустить опрос в середине мая, существенно сократив при этом анкету. Несмотря на большие усилия, к 10 июля удалось собрать только 72 анкеты, что составляет 2% от общей численности софтверных предприятий России.
В то же время, на эти 2% приходится примерно 10% совокупной выручки предприятий отрасли, поэтому для расчетов показателей совокупной выручки (экспорта, продаж на внутреннем рынке) такой выборки достаточно. В то же время, пришлось почти полностью отказаться от какой-либо региональной детализации.
Сервисные и продуктовые компании показали примерно одинаковый рост, не было больших отличий и в зависимости темпов роста от размера компаний. Можно лишь обратить внимание на то, что компании, которые имеют оборот менее 320 млн руб., увеличили свои продажи на внутреннем рынке всего на 6,7%, а экспортные доходы у них выросли на 25,6% (в рублевом выражении). Подобное наблюдалось и в предыдущие годы, но не всегда зарубежные продажи компенсировали снижение темпа роста оборотов внутри России. Судя по всему, небольшим компаниям особенно сложно было получить контракты у государственных учреждений и предприятий.
Прогнозировать показатели работы индустрии в 2020 году не имеет смысла в нынешних условиях неопределенности на мировом рынке. Несложно предположить сокращение объема продаж на внутреннем рынке. А вот по экспорту и по зарубежным продажам можно ожидать некоторый рост, даже несмотря на снижение мирового рынка ИТ. Этому могут способствовать массовые инвестиции ведущих зарубежных стран в программы смягчения последствий пандемии коронавируса, а также меры, предпринимаемые российским государством для поддержки отрасли в 2020 году. Даже сам процесс совместной с государством разработки системы мер поддержки и возможность планировать свое развитие на бессрочную перспективу позволяет индустрии рассчитывать на повышение конкурентоспособности и на соответствующий рост на мировом рынке.
Показатели роста оказались очень близки к прогнозируемым, которые были рассчитаны в мае прошлого года на основании ожиданий опрошенных компаний. В предыдущие несколько лет подобной точности в прогнозах изменения оборота достигать не удавалось — планы опрашиваемых компаний и их реальные достижения значительно расходились. Судя по всему, в 2019 году произошла определенная стабилизация, позволяющая компаниям корректно оценивать перспективы. Как показали события 2020 года, эта стабилизация оказалась недолгой.
Рост зарубежных продаж даже превысил прогнозируемую величину, а вот продажи на внутреннем рынке увеличились намного меньше, чем ожидалось. Тем не менее, рост продаж индустрии в России почти на 16% является вполне приличным.
Обычно основные итоги предыдущего года РУССОФТ представлял в начале июня или в конце мая. Однако пандемия и связанные с ней жесткие карантинные меры привели к тому, что опрос софтверных компаний, запущенный в конце февраля, пришлось приостановить с середины марта на 2 месяца. Тем не менее, было решено перезапустить опрос в середине мая, существенно сократив при этом анкету. Несмотря на большие усилия, к 10 июля удалось собрать только 72 анкеты, что составляет 2% от общей численности софтверных предприятий России.
В то же время, на эти 2% приходится примерно 10% совокупной выручки предприятий отрасли, поэтому для расчетов показателей совокупной выручки (экспорта, продаж на внутреннем рынке) такой выборки достаточно. В то же время, пришлось почти полностью отказаться от какой-либо региональной детализации.
Сервисные и продуктовые компании показали примерно одинаковый рост, не было больших отличий и в зависимости темпов роста от размера компаний. Можно лишь обратить внимание на то, что компании, которые имеют оборот менее 320 млн руб., увеличили свои продажи на внутреннем рынке всего на 6,7%, а экспортные доходы у них выросли на 25,6% (в рублевом выражении). Подобное наблюдалось и в предыдущие годы, но не всегда зарубежные продажи компенсировали снижение темпа роста оборотов внутри России. Судя по всему, небольшим компаниям особенно сложно было получить контракты у государственных учреждений и предприятий.
Прогнозировать показатели работы индустрии в 2020 году не имеет смысла в нынешних условиях неопределенности на мировом рынке. Несложно предположить сокращение объема продаж на внутреннем рынке. А вот по экспорту и по зарубежным продажам можно ожидать некоторый рост, даже несмотря на снижение мирового рынка ИТ. Этому могут способствовать массовые инвестиции ведущих зарубежных стран в программы смягчения последствий пандемии коронавируса, а также меры, предпринимаемые российским государством для поддержки отрасли в 2020 году. Даже сам процесс совместной с государством разработки системы мер поддержки и возможность планировать свое развитие на бессрочную перспективу позволяет индустрии рассчитывать на повышение конкурентоспособности и на соответствующий рост на мировом рынке.
Комментарии читателей